Региональная история во внеклассной и внешкольной работе образовательных учреждений

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Изучение региональной истории в школе играет существенную педагогическую роль в идейно- политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения. Оно является одним из элементов школьного краеведения.

Изучение региональной истории в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села, с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны, почуствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Основным принципом изучения регионального краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

Готовясь к преподаванию отечественной истории, учитель должен обязательно познакомиться с краеведческой литературой.Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково- исследовательской деятельности как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане. Теоретическая подготовка обычно начинается с изучения источников получения краеведческого материала: вещественных, письменных и устных.

Хочу сказать о письменных истчниках. Много ценного краеведческого материала найдет учитель (это просто и не трудно) в областных, городских, районных газетах и журналах. В местных переодических изданиях особенно много краеведческого материала публикуется в праздничные и юбилейные дни.Я собираю местные материалы не только по опубликованным источникам, но и всячески использую внеклассную работу. Часто провожу экскурсии, итогом которых становятся небольшие исследовательские работы, собираются новые материалы.Данные этих работ можно применятиь с успехом во внеклассной работе. Свои трудности есть везде. Сельскому учителю приходится вести весь курс и истории, и обществознания, и краеведения. Одних учеников подготовить к предстоящему ЕГЭ, других к итоговой аттестации в 9 классе, с третьими подготовить краеведческую работу. Времени на все у одного человека естественно не хватит. Если даже получится собрать большой материал, то оформить его не всегда получится.Такая работа в школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательскую деятельность. Конечно на такую деятельность не хватит кружка и занятий. Но собранный материал пригодится при работе и по классной тематике, и по внеклассной.

Задача школы, на мой взгляд, сдесь состоит в том чтобы, наряду с усвоением необходимой суммы знаний, обеспечить высокое умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания.

При анализировании методических разработок я прихожу к выводу, что самым главным методом в изучении региональной истории и занятием краеведением, является исследовательский метод работы учеников.

Исследовательский метод- высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Он как бы концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения. По мнению многих увлеченных краеведением педагогов, исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предложение, определябт способ ее проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют их, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты.Достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся.

Таким образом, сущность исследовательского метода при изучении истории региона фактически сводится к ознакомлению учащихся с методами современной исторической науки, методами самостоятельного познания общественных явлений и процессов.

Для исследовательского метода характерна атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли.

Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Пусть они не сделают новых открытий, но они повторят путь, пройденный учеными, наукой.

Естественно, нельзя отождествлять исследовательскую работу ученых и учащихся. В школе все подчинено учебным целям. В научном исследовании центром внимания становится объект изучения.

В ученических исследованиях всегда различаются два вида открытий: субъективный - открытие истины известной обществу, но неизвестной самому ученику; объективный – открытие нового в науке, имеющего научно- практическое значение.

В большинстве случаев изучение региональной истории учащимися опирается на личные наблюдения школьниками жизни, труда и быта населения.Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни В школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно- воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Используя исследовательский метод в изучении региональной истории, школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Тематика исследовательских работ по изучению региональной истории обеспечивается разносторонними источниками: вещественными подлинными памятниками истории, письменными источниками, устным народным творчеством.

Работа в этом направлении позволяет организовать экскурсии, походы, встречи с замечательными людьми родного края, а также создавать школьные музеи.

В школе можно применять несколько вариантов исследовательского метода:

1. Учитель, сообщая о тех или иных открытиях в области науки, раскрывает сам процесс открытия и логику пути к нему.

2. Учитель, используя местные документы, экспонаты музеев, сам проводит их исследование, раскрывая при этом все пути поисков решения на разных его этапах.

3. Учащиеся по заданию учителя проводят самостоятельное историко-краеведческое исследование.Особенно широкое применение исследовательский метод находит во внеклассной историко- краеведческой работе.Обычно он осуществляется в процессе выполнения познавательных заданий по изучению истории села, города, края, подготовленных учителем.

Привожу в пример конспекты нескольких внеклассных мероприятий по истории, где можно раскрыть взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Конспект внеклассного мероприятия по Духовному краеведению

Ход мероприятия

Начало: Деревенская изба, печь в углу скромно убранная елка.

Дед: Ох, старуха! Выглянь ка в окошко. Ночь –то какая! Что за луна, а снег как под валенками поскрипывает да искрится!

Бабка: Ночь перед Рождеством всегда такая: небо без тучь и ветры стихли.

Дед: Да –а! Ночь особенная! Ну-ка баба по амбару помети, по сусекам поскреби - набери мучицы! Да испеки нам колобок к праздничку!

Бабка весело берется за дело. Проходит немного времени.

Бабка: Дед! Слезай с печи. Посмотри сюда, какой колобок получился! С праздником тебя!

Дед: Ах какой румяный! Пышный! Завтра его съедим!

Бабка: Дед, гляди диво то какое! Колобок с нами разговаривает! Живи кругленький с нами!

Мы не станем тебя кушать -
Будем сказки твои слушать!

Дед:

Я с тобою не расстанусь,
Будь сыночком мне на старость!

Вот тебе колобок блюдечко, будешь на нем полеживать да с боку на бок переваливаться, с праздником тебя! Бабка, я ведь и тебе подарок купил. (Вынимает платок) Будешь у меня краше всех.

Бабка: Спасибо! А я тебе к Рождеству рубаху украсила узорами. Ну-ка примерь! (Уходят)

Колобок: Ах ничего я в жизни не знаю! Только одно и понял Завтра праздник. Все подарки друг другу дарят. А я что подарю бабушке и дедушке? покачусь ка я по белу свету, поищу подарков подходящих, аза одно узнаю, что это за праздник такой. И правда какая ночь светлая. Эх! Покачусь!

Колобок:

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Но ушел не навсегда
Да, да, да!

Выходит Василиса: Ой! кто это? А я думала это мое яблочко с волшебной тарелочки упало.

Колобок: Нет это я! Я от дедушки ушел…

Василиса: Так ты и есть колобок. Да слышала, слышала я твою песенку! А за чем ты ко мне пришел! Как сюда закатился!

Колобок: Случайно, а ты Василиса Премудрая

Васелиса: Да.

Колобок: Красивая.

Василиса: Да ладно, вот если мою сестру Василису Прекрасную увидишь, тогда не так заговоришь.

Колобок: А где же она?

Василиса: Уехала. Рождественский подарок трем богатырям повезла. Скатерть самобранку. Богатыри кушать ой как любят.

Колобок: И тут празднуют Рождество, Василиса, а что такое Рождество?

Василиса: Как, ты не знаешь?

Колобок: Нет. У меня слишком маленький жизненный опыт.

Василиса: Ну тогда простительно! А расскажет тебе о празднике Рождества моя сестра Елена Прекрасная.

Помню я как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез
Ведь Родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
Илежал не в пышной колыбели
А в глухой пещере на соломе.

Колобок: А кто же этот маленький Христос?

Елена Прекрасная: Рассказ о Рождестве.

А это Господь наш имя которому Иисус Христос! Он родился не во дворце, среди знати и роскоши, а в пещере среди овец, которые укрывались там от ночного холода. Это было в окрестностях города Вифлиема. В стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи, поверившие ангелу, который открыл им истину о Христе. Случилось это два тысячелетия назад Как вы думаете, зачем Господь пришол на землю? Все просто. Он, любя людей и заботясь о них, хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Поэтому его назвали Иисус, что по русски значит паситель, Христос – помазанник Божий.Давай ка колобок, возьмем волшебную тарелочку с яблочком

Вместе:

Яблочко по тарелочке
Кружи, кружи, кружи
Все, что нам интересно,
Покажи, покажи, покажи!

На сцену выходят волхвы и говорят:

- Как темно было – ивдруг такой яркий свет.!
- В небе звезда зажглась новая большая
На землю спускается ангел.

“Не бойтесь! ….Я принес вам и всем людям великую новость. Сегодня в Вифлееме родился Сын Божий – Иисус!”

Родился спаситель мира, о котором все мечтали, о котором предвещали пророки.Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

Волхвы решили, что им обязательно надо пойти в Вифлеем и увидеть новорожденного.

Чтоб на Христа взглянуть
Чтоб поклониться Богу,
Тотчас отправились мы в путь,
В опасную дорогу.
В дар младенцу принесем
Меду, трав душистых,
Путь по звездочке найдем. Яркой, серебристой.!

Ангел. Волхвы Принесли Иисусу золото - как царю царей,

Ладан - как Богу.

Миро – как человеку смертному, которому суждено умереть за людей и избавить всех их от греха.

Учитель: Праздник Рождества имеет и другие легенды о православных святых.

История о святом Николае.

Учитель: Святого Николая в каждой стране называют по разному. В Америке, Канвде, Нидерландах и нескольких других странах Святого Николая зовут Санта Клаус. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы у него красная куртка и колпак.

Начинаем показ слайдов с рассказом.

Далее учитель или ведущий сообщает, что в нашем селе, или неподалеку от нас, если показывать мероприятие в другой школе, есть село Григорьевское.В этом селе храм освящен в честь Рождества Христова.

Рассказ о местном храме.

Село Григорьевское находится в 25 верстах от Зарайска и 35 верстах от Рязани при реке Алешне, впадающей в реку Мечу. Состоит из 220 дворов.

(Выписка сделана из документа под названием: "Церковная и бытовая старина в Рязанской губернии." )

Эти записи были переписаны из тетрадей Володина А.А., когда мы его посещали при жизни.

Григорьевское в старину принадлежало Солотчинскому монастырю. Близ села есть небольшие березовые лесочки, а раньше говорят были дубовые рощи. В состав прихода входили деревни: Мухино, Федоровское, Тюнино.

Приход села Григорьевское некогда распадался на два, т. к храмов в нем было тоже два. Первый в честь Рождества Христова, второй - во имя Дмитрия, оба деревянные.

По приправочным книгам 16 века упоминается о придельном иконостасе "Богоявления Господня."

К концу 17 века церковь(по свидетельству Епископа Коломенсеого и Каширского) за теснотою была разобрана и вновь построена в 1834 году на месте бывшего храма усердиями прихожан.

В 1873 году в трапезной устроен новый иконостас в честь Рождества Христова. Трудился над этим Филипп Новиков и другие образованные деятели.

Церковь имеет вид четырехугольной одноэтажной с двумя алтарями и деревянным шарообразным куполом. Сделан купол из соснового леса, стены обшиты тесом и окрашены, трапезная крыта на двух скатах.

(записано из тетрадей Володина А.А.)

По приправочной книге 1676 года при церкви Рождества Христова упоминается придел в честь Богоявления Господня., три двора поповых, двор дьякона, двор монастырский, двор Просвирницин и 180 дворов приходских. Вместо построеной в 1786 году церкви, существует ныне Христорождественская, построенная в 1834 году. Приней земли усадебной и пахотной значится 35 десятин. По штату 1873 года положено 2 священника и 2 псаломщика. В состав прихода, кроме села, входят: дер. Колянинское, Тюнино, Федоровское и Мухино. В них при 566 дворах 1685 душ мужского пола и 1881 душ женского пола.

(Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.)

Монастырское село даже внешне заметно отличалось от села частновладельческого. Частновладельческие села были невелеки по размерам и разбиты на части. Монастырское же село, имевшее одного хозяина, всегда образовывало своеобразный единый комплекс с общими постройками.

Принадлежащие одному монастырю села лежали недалеко друг от друга, образуя своеобразные "гнезда."

Привыкшие к строгому порядку и контролю за крестьянами, монастыри внимательно следили за хозяйственной жизнью села.

Правда, соблюдение порядка монасрырь требовал не только в работе. Кроме всего прочего монастырский старец и местный священник здесь строго следили и за исполнением религиозных обрядов, посещением церкви. Когда однажды в нашем селе девчата и молодые женщины позволили себе игры и катания на снегу на сырной неделе, монастырские власти велели на общем сходе наказать нещадно плетьми всех участниц потехи, а заодно и их отцов, матерей и мужей.

Но в 17 веке у монастырских крестьян сложилась и целая система защиты своих прав. Прежде всего это деятельность органов общинного самоуправления - собрания выборных старост. Если же их деятельность не приносила успеха, то крестьяне организованно отказывались от работы на монастырь. Вот как в " григорьевском деле" 1688-1690 годов.

В 1688 году Солотчинский монастырь решил увеличить оброк с крестьян в 2, 5 раза. Крестьянские хоз- ва, мол, забогатели, пора и сборы с них увеличить. Но крестьяне псчитали это неприемлемым нарушением их прав и собрались на сход.Пришли из села Григорьевского и Бильдино с деревнями " все выборнные и рядовые крестьяне до отдельного человека."Обсудив дело, решили подать жалобы - челобитные в монастырь и сразу же в Рязань - митрополиту.

Жалобы дали результат: оброк архимандрит решил повысить только в два раза, а митрополит со своей стороны прислал в монастырь грамоту со строгим требованием: "тесноты крестьянам ни какой не чинить" не наказывать их и не мучить.

Крестьяне почувствовали, что на их монастырские власти тоже есть управа, и в1690 году старосту села Григорьевское, действовавшего по их мнению вяло, самостоятельно переизбрали.

Когда мы ходили в церковь, на кружках краеведения, то разговаривали с постоянной прихожанкой храма Морозовой Н. М. Она рассказывала про то, как с Фруктовой, еще до войны, везли в село кирпич для церкви. Везли на санях, вручную.

Она подарила нам старое фото, где храм еще с колоколом.

Сейчас ей 82 года, родилась она 17 сентября 1925 года.

- 21 ноября мы посещали нашу церковь и поговорили с Надеждой Михайловной. Она рассказала нам, что све ее корни в Григорьевском. Выросла она, можно сказать, в церкви. Рядом сее домом жила монашенька и водила ее маленькую в церковь. Монашеньку ту звали Праскева. Дедушка Надежды Михайловны строил эту церковь.В 1935 году сцеркви были сняты колокола и разбиты. А в 1937 году церковь закрыли и церковную утварь разобрали по домам, прятали. После часть увезли в Зарайск, часть в Солотчу.Иконостас разломали и некоторые топили им печи.У нас есть теперь фото, где изображено распятие, это распятие имеет интересную историю. Крест был привезен с Солодчи и когда много времени спустя кто-то из прихожан поставил около него свечу, то распятие обгорело, почистив его, батюшка и все -все увидели, что под новым крестом, старый. Распятие повезли на реставрацию и оказалось, что это старый крест из Григорьевского.(эту историю рассказал нам батюшка в эту среду, а мы ее записали.)

Используемая литература:

  1. Методика историко-краеведческой работы в школе. М. Просвещение, 1982 г.под редакцией Н.С. Борисова.
  2. Сценка взята из Православной школьной газеты.