Дифференциация [c] - [з] в словах в сюжетной игре "Цветик-Семицветик"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями таких детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь таких детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих же учащихся свойственны нарушения звукопроизношения, бедность, словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие речевых стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность (Н.Ю.Борякова,    Р. И. Лалаева, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко и др.)

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, которое не удалось преодолеть в дошкольном возрасте. У детей с ОНР в анамнезе имеются нарушения во всех компонентах речевой системы (фонетика-фонематика, лексика, грамматика), а также имеет место недоразвитие познавательной деятельности. Таким образом, у детей с ЗПР нарушения речи имеют системный характер.

На занятиях связанных с исправлением недостатков письма можно постоянно наблюдать, как трудно даётся детям овладение функциями, формирующими процесс письма. Неудачно выполняя какое-либо задание, ребёнок нервничает, отказывается от работы. Из-за повторяющихся ситуаций неуспеха у учащихся начальной школы может проявляться негативизм по отношению и к занятиям, и к логопеду.

Психофизиологический уровень письма обеспечивается сложнейшей работой головного мозга. При обследовании детей мы не случайно отмечаем, было ли органическое повреждение мозга у ребенка во время родов, как протекала беременность (присутствовала ли асфиксия, энцефалопатия, гематомы и др.). Работа обязательно сторится с учетом психофизического состояния каждого ребенка!

Сам процесс письма начинается с побуждения или мотива. (Создать мотив для письма у ученика младших классов коррекционной школы очень трудно, так как он прекрасно обходится и без письменной речи!). Затем первоначальный замысел соотносится с определенной структурой предложения, то есть, составляется план письменного высказывания. В процессе написания ребенок должен сохранять нужный порядок написания слов, помнить то, что он уже написал и то, что ему предстоит написать. Чтобы правильно написать слово, ученик должен не только представить его значение, но и понимать, из каких звуков оно состоит, и какими буквами эти звуки будут выражаться графически при письме. (Градация – «буква-звук» - очень важна!). А выбранную букву ещё нужно отделить от других букв, в том числе и сходных по написанию. Поэтому у ребенка должны хорошо работать зриельный анализ и пространственные представления. (Для учащихся коррекционной школы это одна из самых сложных задач!). Далее следует переход к написанию буквы с помощью определённых движений руки, что также подкрепляется зрительным контролем. На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция – анализ звука, определение каждой буквы, ее написание – является еще отдельным, самостоятельно осознанным действием. На этапе овладения письмом включаются и зрительные ориентиры, и пространственные, и фонематический слух.

Специфические ошибки письма, которые встречаются при проверке тетрадей учащихся коррекционной школы.

  • замена одних букв на другие, фонематически или графически близкие;
  • неверное графическое моделирование фонематической структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв);
  • ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения: отсутствие точек в конце предложения и пропусков между словами, слитное написание предлогов, первое слово в предложении написано со строчной буквы;
  • аграмматизмы.

Логопеды на своём опыте убедились, что практически не бывает «чистого» вида дисграфии (акустическая, оптическая, аграмматическая и др.). Дисграфия - это обычно совокупность нескольких нарушений письма, — разовьёшь у ребенка фонематические представления, а у него сильнее начинают проявляться замены букв, сходных по оптическому написанию, или аграмматизмы.

В основу открытого логопедического занятия «Дифференциация звуков З-С в словах на материале сюжетной игры «Цветик-Семицветик» положена одноименная сказка В. Катаева. Данное логопедическое занятие в рамках единого игрового сюжета способствует созданию положительной мотивации, активизации познавательной деятельности и преодолению сниженной речевой активности детей с ЗПР. Также оно способствует созданию ситуаций успеха. А когда деятельность учащегося на логопедическом занятии успешна, тогда формируется устойчивый интерес к ней. Эмоциональную и психологическую комфортность ребенка обеспечивает игровая форма сообщения темы занятия. Предлагаемые задания позволяют плавно перейти от одного вида деятельности к другому. Занятие носит не только игровой, но и практический характер, поэтому в ходе занятия используется частично-поисковый метод, конструирование, наглядность (в том числе и языковая – эмоционально-выразительная речь логопеда).

Следует особо отметить, что перед проведением открытого занятия в группе продленного дня воспитатель обязательно должен прочитать сказку «Цветик-Семицветик» учащимся и провести беседу по осмыслению прочитанного. Эта работа необходима, так как некоторые дети не посещали детский сад, или им по разным причинам уделялось мало внимания со стороны родителей.

В связи со всем вышесказанным, можно сделать вывод, что логопедическая работа в условиях коррекционной школы должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Добиться того, чтобы дети стремились понять причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты, можно лишь на интересном для учащихся материале. У детей с ЗПР положительная динамика в преодолении недостатков письменной речи появляется при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной, доброжелательной обстановке. Использование дидактических игр помогает сделать учебный материал увлекательным, способствует активизации учащихся. Но это не значит, игра противопоставляется уроку. В игре обучающая задача скрыта, а внимание детей обращено на выполнение игровых действий, поэтому задача обучения ими не осознается, вследствие чего легче усваиваются умения и навыки. В дидактической игре развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности.

Цели:

  • учить детей различать звуки [с-з] изолировано в словах;
  • закрепить правильное произношение звуков [с-з] в словах;
  • дифференцировать буквы [с-з] в словах;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие грамматического строя;
  • развитие памяти, внимания.

Оборудование: игра «Цветик-семицветик» – цветок; оформление доски; буквы; предметные картинки; «чудесные шкатулки»; фасоль; наборное полотно; зеркала. Презентация к уроку для индивидуальных занятий с учащимися.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация внимания учащихся

Организационный момент.  Вход детей. Приветствие

Логопед: Занятие у нас не простое, а волшебное.  Сегодня ночью в логопедическом кабинете побывала волшебница.  Она оставила много цветов (открываю доску). Среди этих цветов есть удивительный цветок. У цветка есть семь волшебных лепестков и все разного цвета. Что это за цветок? Давайте прочитаем.

Логопед показывает табличку с названием цветка. Ученики читают: «Цветик-семицветик».

Логопед: Какие цвета у цветика-семицветика?

Ученики называют цвета: голубой, красный, жёлтый, синий, серый, оранжевый, зелёный.

Логопед: Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам цветик-семицветик, отгадывать его загадки.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Логопед: Я открываю первый лепесток цветика-семицветика и говорю волшебные слова:

«Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели».

На нём написаны волшебные слова. «Загадки семицветика».

Логопед: Хочу, чтобы дети отгадали мои загадки на волшебных лепестках. Отгадайте загадки и вы узнаете звуки, которые будем сегодня изучать.

«Что за зверь лесной –
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы».
                                 (Заяц).

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает». (Замок).

«Что за птица смелая
По небу промчалась,
Лишь дорожка белая
От неё осталась».
                                 (Самолёт).

«С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком».
                                 (Собака).

Логопед: Какой первый звук в слове заяц, замок?
– Правильно, звук [з]. А в словах собака, самолёт?

Ученики: Звук [с].

Логопед просит ребёнка оторвать лепесток синего цвета, прочитать на обратной стороне «научить правильно произносить звуки [с-з] в словах, а также отличать буквы, которые обозначают эти звуки».

2. Определение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Сравнительная характеристика звуков [с-з] (сходство, различие).

Логопед: Ребята, возьмите пожалуйста зеркала, посмотрите в зеркало и произнесите звук [с]. Обратите внимание на губы. Губы улыбаются.
– Куда спрятали кончик языка? Кончик языка спрятали за нижние зубы.
– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук [с]?

Ученики: Холодная.

Логопед: Приложите руку к горлышку и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука [с]?
– С голосом или без голоса произносится этот звук?

Ученики: Горлышко не дрожит, звук произносится без голоса.

Логопед: А теперь произнесите звук [з].
– Губы, зубы, кончик языка – какое положение?
– Голосовые связки дрожат при произнесении звука [з]. Прикладываем руку к горлышку.

Вывод: Значит, когда мы произносим звуки [с-з], положение губ, языка, зубов одинаковые, но эти звуки отличаются тем, что при звуке [с] – горлышко не дрожит – тихо. А при звуке [з] – дрожит звонко. Звук [с] произносится без голоса. Он согласный, глухой. Звук [з] произносится с голосом. Он согласный, звонкий. Называются звуки [с], [з] – парные согласные. Различаются только работой голосовых связок. Оба эти звука – согласные, твёрдые.

3. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Вадим, подойди к доске, оторви лепесток серого  цвета у цветика-семицветика. Что на нём написано?

Ученик: «Чудесные шкатулки».

Логопед: У вас на столе шкатулки, в этих шкатулках лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду приглашать вас к доске, вы достаёте картинку, покажите её детям и, громко, чётко назовёте, что на ней нарисовано.

Дети определяют, есть ли звуки [с], [з] в названии картинок. Где они находятся: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне.

Картинки: собака, сова, носок, сахар, сад, замок, санки, зонт, заяц, крыса, сыр, зубы, замок, автобус.

4. Соотнесение звуков с буквами [с-з]

Следующий ученик оторвёт лепесток оранжевого  цвета. Что на нём написано?

Ученики: Буквы «эс – зэ».

Логопед: Нужно не только правильно произносить звуки [с]-[з], а также правильно писать буквы [эс-зэ]. Эта буква [эс]. На что она похожа?

Ученики: На месяц.

Логопед показывает картинку месяца, пишет букву на доске.

Логопед: А это буква [эс]. На что она похожа?

Ученики: Эта буква похожа на змею.

Логопед показывает картинку змеи, пишет букву на доске.

Логопед: Звук [с] – обозначается на письме буквой [эс.] Звук [з] – обозначается на письме буквой [зэ].

Дети вместе с логопедом рассматривают заглавную, строчную буквы Сс и Зз. Записывают буквы занятия у себя в тетрадях.

5. Развитие кинестетических ощущений

Логопед: Катя, сорви следующий лепесток, голубого  цвета. Что на нём написано?

Катя: Фасоль.

Логопед: Для чего же нам фасоль? У вас на столе фасоль, составьте из неё буквы Сс, Зз.

Образец даёт логопед.

6. Физминутка на усмотрение логопеда

7. Дифференциация [с-з] в словах

Логопед: Ребята, один сказочный герой, а вы его, конечно же, узнали (логопед показывает картинку Карлсона), написал стихи, сделал в них ошибки. Он перепутал звуки. Вместо одних он поставил другие. Сейчас я прочитаю стихи, которые написал Карлсон, а вы найдёте в них ошибку и правильно назовёте слово.

Логопед открывает лепесток зеленого  цвета у цветика-семицветика. Читает: «Найди ошибку и назови слово правильно».

– Ой, кричат вокруг хозяйки,
В огород забрались «майки» (зайки).

– Какой звук он перепутал, написав стихи?

«Слёзы льются у Оксанки, у неё сломались «банки» (санки).

– Исправьте на правильный звук в стихотворении:

«Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят «двери» (звери).

Логопед спрашивает детей: какие звуки в словах (майки, банки, двери) нужно заменить, чтобы получились слова (зайки, санки, звери)?

Логопед: Откройте тетради, запишите эти слова (зайки, санки, звери) в тетради.   Подчеркните в словах букву [зэ] одной чертой, а [эс] – двумя чертами.

Логопед: Прочитайте эти слова, вставляя пропущенные буквы Сс или Зз. (Работа на карточках).

…обака, …орока, …аяц, …он, …тол, ку…т,  воло…ы, …лон, …олото, ве…на.

Записать слова в две колонки (по наличию с, з).

Слова: роза, коза, песок, паста, глаза, закат, посуда, береза, сыр, масло, стол.

III. Итог занятия. Оценка работы детей

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, кто хочет сорвать последний лепесток у цветика-семицветика.

Ученики: (читают). Спасибо за занятие.

– Закончились лепестки, закончилось и наше занятие. Чем же мы сегодня занимались на занятии? Какие звуки учились правильно произносить? Какие буквы учились правильно различать?

Логопед с детьми обсуждает урок. Даёт характеристику изучаемых звуков. Благодарит за урок.

Литература:

  1. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 1983
  2. Лалаева П.И. Нарушение речи у детей с ЗПР Спб.,1992
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997.
  4. Тригер Р.Д. Обучение русскому языку: Обучение письму детей с ЗПР. М, 1981.
  5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. М, 2001.