Классный час "12 апреля – День космонавтики". 5–6-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Познакомить детей с историей освоения космоса в нашей стране.
  • Воспитать любовь и уважение к родному краю.
  • Развивать речь, память, внимание, мышление.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, мяч, звездочки (баллы), поощрительный приз.

Первый ведущий:
(первый слайд)
Здравствуйте дети! Сегодня мы говорим о космосе, о истории его освоения и полетах в космос.
Второй ведущий:
(второй слайд)
И чтобы узнать, что вы знаете о космосе, давайте сыграем в игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Наша игра называется «Ассоциации».
Играть в эту игру очень легко. Мы будем перекидывать друг другу мячик, и называть слова, которые ассоциируются у нас с космосом. Долго  придумывать слово не нужно, достаточно назвать первое слово, которое, по-вашему, хоть как-то связанно с космосом. Единственное правило – слова не должны повторятся.

ИГРА «Ассоциации» Первый ведущий кидает мячик второму и говорит слово, Второй называет своё слово и кидает мячик ребёнку, дальше дети играют друг с другом в течении 5 минут.
Первый ведущий: Очень хорошо, что вы так много знаете о космосе, ведь этот год(2011) – год Космонавтики. Потому что в этом году исполняется 50 лет со дня первого полёта человека в космос.
А полет этот совершил Юрий Алексеевич Гагарин.
Но это произошло только в 1961 году. Хотя люди уже задолго до этого события интересовались космосом.
Второй ведущий:

 

 

  • (третий слайд)
  • (четвертый слайд)
Люди еще с древних времён обращали внимание на звёзды и небо, над их головами. Все это помогало им ориентироваться в пространстве, следить за временем, сменой времён года и вести календарь.
А вы знаете, как можно ориентироваться по звёздам, солнцу или луне?
«ответ детей»
(Верно, но) существует (ещё) несколько способов ориентироваться в пространстве по небесным телам:
  • В ночное время на небе можно увидеть полярную звезду в созвездии Большой медведицы. (Созвездие походит на большой ковш). Это самая яркая звезда в этом созвездии. Она указывает на север.
  • В дневное время можно ориентироваться по Солнцу. В полдень Солнце находится прямо над головой и поэтому тень от окружающих предметов - короткая. Тень в полдень показывает направление на север.
  • (пятый слайд)

Первый ведущий:

  • (шестой слайд)
  • При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по Солнцу. В Северном полушарии Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00-на юге, в 19.00-на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.
  • По Луне стороны горизонта можно определить  более точно, когда виден весь ее диск, то есть в  полнолуние. 19.00 Луна на востоке, в 1.00 – на юге, а в  7.00 – на западе.
Второй ведущий:
(седьмой слайд)
Так как звёзд на небе очень много, и запомнить расположение каждой  невозможно, люди стали объединять их в созвездия, которые значительно помогли запомнить расположение звезд.
Первый ведущий: А вы знаете какие-нибудь созвездия?
(дети выходят и чертят на доске созвездия, которые они знают)
Второй ведущий:
(восьмой слайд)
(Молодцы!)
Но в космосе находятся не только звёзды и созвездия.
Там так же есть планеты, на одной из которых мы с вами и живём.
Знаете ли вы, как расположены планеты в солнечной системе?
(дети выходят и рисуют схему расположения планет)
Первый ведущий:
(девятый слайд)
(Всё верно)
Солнечная система включает в себя центральную звезду – Солнце и все естественные (т.е. созданные природой) космические тела, вращающиеся вокруг него.
(Солнце – Меркурий – Венера – Земля (Луна) – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун.)
На слайде так же изображён Плутон, но он уже не считается отдельной планетой.
Второй ведущий:
(десятый слайд)
Но звёзды и планеты находятся очень далеко от Земли, поэтому наблюдать за ними, и изучать их людям было не просто.
И в 1450 году Томас Диггес пытался увеличить звёзды с помощью выпуклой линзы и вогнутого зеркала.
Первый ведущий:
(одиннадцатый слайд)
Но у него не хватило терпения доработать своё устройство и, поэтому, полу-изобретение было забыто.
И  только после большого промежутка во времени итальянский учёный – Галилео Галилей вспомнил о забытом устройстве, и он изобрел первый в мире полноценный телескоп, который позже получил мировую известность.
Благодаря телескопу было сделано множество различных открытий.
С течением времени это устройство сильно видоизменилось, но и по сей день, с его помощью, люди изучают космическое пространство.
Второй ведущий:
(двенадцатый слайд)
С развитием науки и техники у людей появилось всё больше и больше возможностей для изучения космоса.
Итак, 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли под названием «Спутник 1».
Первый ведущий:
(тринадцатый слайд)
С изобретением спутника начинается более активное изучение космического пространства.
И уже в 1957 году, 3 ноября  был выведен на орбиту искусственный спутник Земли – «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту. К сожалению, Лайка погибла, потому что искусственный спутник ещё не имел системы спуска на Землю...
Второй ведущий:
(четырнадцатый слайд)
Поэтому, всем нам известные Белка и Стрелка были далеко не первыми собаками в космосе. До них были десятки других, не все из которых благополучно вернулись на Землю. Но эти опыты с животными были строго засекречены.
Первый ведущий: Но всё же, знаменитые Белка и Стрелка тоже внесли значительный вклад в изучение космического пространства.
19 августа 1960 года они совершили первый орбитальный космический полёт на корабле «Спутник-5» и вернулись на Землю невредимыми.
Их полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. 
Второй ведущий:
(пятнадцатый слайд)
После полёта Белки и Стрелки, который показал, что выжить в условиях космического пространства возможно, в 1961 году совершил свой первый полёт в космос человек.
Этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин(1934-1968).
Первый ведущий:
(шестнадцатый слайд)
Итак, первый в истории космический полёт человека был выполнен советским лётчиком-космонавтом, майором (позже полковником) Юрием Алексеевичем Гагариным на корабле «Восток-1».
12 апреля 1961 года в 6 часов 7 минут (по Гринвичу) ракета стартовала с космодрома Байконур и через 108 минут приземлилась около города Энгельса Саратовской области.
Максимальная высота полёта составила 327 километров, протяжённость – 28 260 километров в час.
Корабль «Восток-1 » успешно прошёл 1 полный виток вокруг Земли.
Второй ведущий:
(семнадцатый слайд)
Вся страна праздновала успешный полёт Гагарина. Этот полёт вошёл в мировую историю, а сам Гагарин стал героем.
По всему Советскому Союзу во всех городах стали появляться различные памятники, а на домах возникали мозаики, связанные с этим величайшим событием.
Наш город не исключение. У нас тоже есть памятники и мозаики, посвященные космосу и всему, что с ним связанно.
Первый ведущий:
(восемнадцатый слайд)
В нашем городе так же есть целый парк, посвящённый Юрию Алексеевичу Гагарину.
Не прошло и двух месяцев со времени легендарного полета, а в областном центре нашего города учредили спортивный приз имени Юрия Гагарина. Серебряный кубок вручили команде победившей в лёгкоатлетическом пробеге. Его участники стартовали в стадионе в парке и здесь же финишировали. Дистанция проходила по улицам города. “Космический” пробег стал праздником для сахалинских спортсменов. 
Второй ведущий:
(девятнадцатый слайд)
В Москве от корреспондента газеты “Советский Сахалин” Юрий Алексеевич узнал об этих соревнованиях и для будущего победителя он подарил свою фотографию с автографом. Вы можете видеть его на слайде.
Он написал пожелания спортсменам. А всем сахалинцам просил передать привет через газету.
Первый ведущий: «Горячий привет участникам марафонского пробега.
Желаю вам наивысших спортивных достижений.
Гагарин»
Вот что написал в своем автографе великий космонавт.
Второй ведущий:
(двадцатый слайд)
Шли годы, а парк всё еще оставался безымянным. Имя он получил только в 1968 году. Поводом, к сожалению, послужило не радостное событие и не юбилей. В тот год произошла трагедия. При выполнении тренировочного полёта погиб Юрий Алексеевич Гагарин.
Итак, 22 апреля 1968 года нашему парку было присвоено имя первого в мире лётчика-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.
Первый ведущий:
(двадцать первый слайд)
В Южно-Сахалинске есть так же целая улица, названная в честь  космонавта – Поповича Павла Романовича(05.10.1930 – 30.09.2009).
Второй ведущий:
(двадцать второй слайд)
Павел Романович Попович – личность легендарная, историческая. Увековечен в бронзе, в названиях улиц. Не обделен славой.
Первый ведущий: Павел Романович летал в космос дважды: первый раз в 1962 году на корабле «Восток-4», полет продолжался трое суток, а второй раз в 1974 году на корабле «Союз-14», длительность полёта составила 16 суток. Так же Попович принимал участие в первом групповом полёте в космос.
Второй ведущий:
(двадцать третий слайд)
Павел Романович Попович является почетным гражданином нашего города и, как уже было сказано, в его честь названа улица нашего города, а так же на доме номер     по улице Поповича есть мозаика, посвященная ему и его первому полёту в космос на корабле «Восток-4».
Первый ведущий: Но многие люди, живущие в нашем городе, просто-напросто не замечают его исторических памятников, а если и замечают, то не знают, что они означают. И все мы просто проходим мимо, не обращая на них внимания.
Второй ведущий: А ведь эти самые памятники и мозаики являются частью нашей истории, которой мы, несомненно, можем гордиться.
Они так же являются и культурным достоянием нашего города, они украшают его.
Первый ведущий: Не обращая внимания на эти исторические памятники в нашем городе, мы предаём нашу историю, а значит и нашу страну.
Второй ведущий:
(двадцать четвёртый слайд)
Так давайте приглядимся получше к нашему городу, и мы заметим, что в нём повсюду разбросаны небольшие кусочки истории, которую мы должны знать, уважать и гордиться ею!

В процессе классного часа с детьми ведётся диалог.

Отвечая на вопросы, и правильно выполняя задания, дети зарабатывают баллы (звёздочки) и самый активный ребёнок в конце классного часа получит поощрительный приз.

(Итоги и награждение проходят за две минуты до звонка)