Деловая игра для старшеклассников с элементами дискуссии "Я гражданин: мои права и обязанности"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Создание условий для формирования гражданственности, способствующей становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважения закона, успешной социализации интеграции в социум.
  • Вспомнить с участниками основные права человека.
  • Привести примеры о нарушениях прав человека, определить какого типа права чаще всего нарушаются.
  • Сформировать понимание о единстве права и ответственности.

Ход игры

Встреча участников. Приветствие.

Сегодня мы проведем деловую игру с элементами дискуссии "Я гражданин: мои права и обязанности". В этой аудитории собрались учащиеся старших классов нашей школы, которые не первый год изучают курс "Обществознание".

Если говорить о целях гражданского образования, то наиболее узким подходом является простое снабжение учащихся знаниями об основных правах, политических и социальных структурах нашего общества, основополагающих законах этого общества. И это хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

Наша игра будет состоять из 4 частей:

  1. Знакомство. Разбивание льда.
  2. Дискуссия "Пустое кресло".
  3. Дискуссия "Солнышко".
  4. Рефлексия. Плакат "Имею право..."

Перед началом вспомним правила ведения дискуссии:

  • Не допускать выпадов против личности.
  • Высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.
  • Дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения.
  • Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.
  • Постараться проанализировать разные точки зрения.
  • Не допускать излишнюю эмоциональность.
  • Не повторяться, продвигать дискуссию дальше через выдвижение новых идей, сообщение новой информации.

Знакомство. Разбивание льда.

Тема прав и обязанностей гражданина РФ является достаточно интересной и сложной. Сегодня мы постараемся рассмотреть основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции РФ.

- Какие права и свободы закреплены в Конституции? (ответы уч-ся)

У вас на столах листики с незаконченными высказываниями, ваша задача прочитать и закончить фразы. В течении нескольких минут пообщаться как можно с большим числом участников, найти среди них тех, кто думает также как вы.

Если есть декларация прав, то должна быть и декларация обязанностей... Демократия это... Гражданин России обязан...
Граждане должны знать, понимать и разбираться в том, что такое... Граждане должны уметь... Граждане должны быть...
Наиболее важные права человека... Наиболее важные права ребенка... Я знаю свои права...

- Какие из высказываний получили больше всего совпадений, а какие меньше?

(ответы уч-ся)

Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.

Что же ребенок вправе делать или обязан соблюдать, если ему исполнилось...

На столах у вас карточки с цифрами 0; 3; 6,5; 10; 14; 18 (это возраст детей). Одна карточка на двоих. Вы должны составить перечень прав, которыми обладает ребенок, достигнув соответствующего возраста. На выполнение задания отводится 3-4 минуты, по истечении которых представляется результат работы.

С возрастом увеличивается количество прав, а также соответственно растут и обязанности.

- Давайте вспомним, какие у нас обязанности? (ответы уч-ся)

Дискуссия "Пустое кресло".

В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Утром, когда мы одеваемся, мы думаем о том, что нам надеть. Когда вы пришли на игру вы выбрали бейдж определенного цвета, стул на который сели тоже ваш выбор. Одним из признаков демократии является право на осуществление определенного выбора. Попробуем реализовать это право в нашей аудитории. В центре зала 4 стула, на которых закреплены высказывания:

1. Человек сам творит свою судьбу.

2. Жизнь человека зависит от случайного стечения обстоятельств.

3. Жизнь человека определяется тем, что на роду написано.

4. ?

Ваша задача прочитать высказывания, выбрать то, которое вы считаете правильным и занять место рядом с ним. Т.О., формируется 3-4 группы, участники которых должны подготовить аргументы в пользу своей позиции и выбрать выступающего.

После того как выскажутся все, участникам предлагается еще раз подумать и решить вопрос о неизменности своей позиции. Подводится итог дискуссии.

Все что вы говорили это ваше мнение, и оно имеет право на существование, его вы попытались аргументировать. Хочется лишь добавить, что наравне с этим не менее важным является то, в каком государстве живет человек, какие есть у него возможности для реализации своих прав. Нередки в нашей жизни случаи нарушения прав человека, попробуем определить, какие типы прав чаще всего нарушаются.

Дискуссия "Солнышко".

У вас на столах лежат разноцветные листики и маркеры, напишите на них случаи нарушения прав человека, прав ребенка, которые могли происходить с близкими, соседями или наблюдались вами лично. Условие: один пример - один листок.

После завершение работы все участники становятся в круг и, зачитывая свои примеры, определяя тип нарушенного права выкладывают листки в форме круга на полу. Из повторяющихся или близких по смыслу выкладываются лучи, получается фигура напоминающая солнце.

Подводится итог дискуссии.

Рефлексия. Плакат "Имею право..."

А сейчас нам пригодятся цвета ваших бейджев, разделитесь по цветам на 3 группы. (красные, зеленые, желтые)

На столах бумага формата А3 и маркеры, в течении 5-10 минут вы должны нарисовать плакат "Имею право...". По окончании работы группы представляют свои плакаты.

Участники получают цветные стикеры красные, желтые, зеленые посредством которых должны будут оценить плакаты следующим образом:

  • наклейки красного цвета - этот плакат я повесил бы в первую очередь;
  • наклейки зеленого цвета - этот плакат я повесил бы во вторую очередь;
  • наклейки желтого цвета - этот плакат я повесил бы в третью очередь.

Подведение итогов.

Хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

Через игру подростки лучше начинают понимать необходимость знания и соблюдения законов.