Урок окружающего мира "Петр Великий". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

1. Познакомить учащихся со значением личности Петра I в истории России.

2. Учить находить на карте города, основанные Петром I.

3. Познакомить учащихся и учить описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Оборудование: мультимедийная доска, карта России, изображения достопримечательностей Санкт-Петербурга, репродукции картин, изображающих одежду времен Петра I, русских царей, корабли.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Учащимся раздаются тесты с заданиями, на которые они должны ответить.

3. Сообщение темы урока.

На доске появляются изображения русских царей. <Приложение 1>

- Найдите рисунок, на котором изображен Петр I.

- Сегодня на уроке мы будем говорить и времени правления великого русского царя Петра I.

4. Работа по теме урока.

На своей печати Петр I вырезал слова “Я – ученик и нуждаюсь в учителях”. Это было девизом всю его жизнь. Прожил он 53 года и многое сделал для России.

В рабочих тетрадях мы будем отмечать, что изменилось или появилось при Петре I.

Чтение статьи о Петре Великом.

Со временем потешные полки стали первыми полками русской гвардии. Сам проявляя смелость и мужество, Петр требовал того же от других. Преображенский и Семеновский потешные полки должны были соблюдать дисциплину и выполнять все приказания царя. Если солдат провинился, его строго наказывали.

При Петре I в России появилась регулярная (постоянная) армия. Из крестьян и горожан в армию брали рекрута-новобранца. Он служил долгие годы. От службы его избавляли ранения, старость или смерть. Эта армия была хорошо обучена, благодаря ей, Петру I удалось выиграть сражения со шведами под Полтавой в 1709 году. Но полностью разбить шведов можно было имея флот. Поэтому война продолжалась еще 12 лет, а всего она длилась 21 год.

Создание флота в нашей стране – тоже заслуга Петра I. Благодаря ему, в России стали строить корабли и фрегаты.

Чтение статьи о строительстве кораблей.

Для того, чтобы руководить таким строительством требовалось знание многих наук. Образования, полученного дома, Петру I не хватало. И тогда, он поехал в Европу.

Чтение статьи о работе Петра в Голландии.

- Кем трудился Петр на верфях в Голландии и Англии? (Плотником)

В Голландии Петр поступил учеником к корабельному мастеру и договорился, что тот учит его строить корабли от начала до конца. Одевался царь, как простой рабочий. Звали его в Голландии Петром Михайловым. Четыре месяца Петр не выпускал из рук топора. В Россию царь вернулся с документом, в котором говорилось, что Петр Михайлов “был прилежным и разумным плотником”.

Построив корабли, флот России смог выиграть Северную войну со шведами. Результатом этой войны стал выход России в Балтийское море. Россия стала морской державой.

Многое не нравилось Петру в обычаях его предков. Приехав из-за границы, он начал обрезать бороды и укорачивать платья, в которых неудобно было работать.

Со времен Петра I в России Новый год стали отмечать I января и отсчитывать от рождества Христова. Царь повелел отмечать праздники весело, с танцами. Дома стали украшать еловыми и сосновыми ветками.

На общественные собрания он заставил бояр появляться с женами и дочерьми, чего раньше не было. Молодежь должна была уметь танцевать, изучать иностранные языки, правила поведения в обществе и дома.

Грамотных людей в то время требовалось много. Поэтому молодых дворян отправляли за границу учиться, а также приглашали из-за границы преподавателей в Россию. В Петербурге, Москве открылись навигацкие, артиллерийские, инженерные школы. На Урале – горные училища. Создавались “цифровые школы”, в которых изучали арифметику и геометрию. Кто не знал арифметики и не умел писать, тот не мог жениться.

В 1725 году в Петербурге открылась первая Российская Академия наук.

Петр создал “Школу математических и навигацких наук”, Артиллерийскую, Инженерную и Медицинскую школу. При нем был создан первый в стране музей.

- Как он называется?

Специально для музея было построено новое здание. В центре его возвышалась башня, в которой находился огромный глобус с изображением звездного неба. В ней находились вещи, собранные и привезенные царем: оружие, инструменты, посуда, чучела птиц и зверей, письменные документы и многое другое. Коллекция все время пополнялась.

При Петре I была выпущена первая газета “Ведомости”. Она была маленькая, шрифт мелкий, бумага серая. В ней сообщалось о новостях из жизни России.

Говоря о делах Петр, нельзя не вспомнить о строительстве городов.

Чтение статьи о Санкт-Петербурге. <Приложение 2>

В 1721 году Петр Первый был провозглашен императором. Россия стала империей, а Санкт-Петербург ее столицей.

5. Итог урока.

- Что удалось записать о преобразованиях царя?