Психологическое здоровье младшего школьника. Здоровьесберегающая работа в начальной школе

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Слайд 1. Презентация

Слайд 2

Главная цель здоровьесберегающей работы:

  • обеспечение и формирование психологического здоровья детей;
  • выполнение возрастных задач развития.

Слайд 3

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в социуме, в процессе всей его жизнедеятельности.

Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что же такое психологическое здоровье?

  • это здоровое развитие личности;
  • это адекватная реакция человека на те или иные события;
  • это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Слайд 4

Под возрастными задачами развития мы понимаем “достижения, которые ребенок должен приобрести на протяжении определенного возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем”.

Здоровьесберегающая работа нашего центра образования направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

Мы должны постоянно и постепенно помогать взрослеть ребёнку, т.е. адаптироваться к этому большому миру, без отрицательных последствий для его психологического здоровья.

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребёнка – они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Слайд 5

Высший уровень: Креативный

Этот идеальный образ ребёнка-творца, достаточно редкий в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

Средний уровень: Адаптивный

Это дети в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна.

Низший уровень: Дезадаптивный

К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению (конфликты со сверстниками, домашние капризы и т.д.).

Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это “удобные”, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.

Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся.

Слайд 6

Ориентация учителей нашей школы на сохранение и укрепление психологического здоровья позволила определить основные задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей
  2. Обучение рефлексивным умениям
  3. Формирование потребности в саморазвитии
  4. Содействие росту, развитию ребенка

Слайд 7

Основу работы психологической службы в Центре образования составляет:

  • психологическая диагностика
  • коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке.

Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

При исследовании психического развития младших школьников особое внимание уделяется процессам мышления, внимания, памяти, контролю операций, мотивации, личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.

Слайд 8

Все исследования в нашем Центре образования проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в конце, с использованием следующих методик:

  • Методика “Заучивания 10 слов”.
  • Методика “Исключение понятий”.
  • Методика “Умозаключение по аналогии”.
  • Методика “Обобщение”.
  • Методика “Логичность умозаключений”.
  • Методика “Мюнстенберга”.
  • Методика “Исследования гибкости мышления”.
  • Анкета “Нервно – психическое здоровье”.
  • Методика “Проективный тест личностных отношений, социальных эмоции и ценностных ориентаций “Домики”.
  • Методика “Опросник школьной тревожности” по Филлипсу.
  • Методика “Оценка школьной мотивации”.

(Приложение 2)

Слайд 9

В начале учебного года по результатам исследований формируются группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:

  • “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
  • “Четыре путешествия” - психопрофилактических развивающих занятий в начальной школе.
  • “Уроки добра” С.И. Семенака, которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.
  • “Умные занятия: через игру к совершенству” Е. Синицыной.

В конце учебного года проводится заключительное исследование, которое позволяет выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика развития познавательной и мотивационной сфер, эмоциональная и личностная направленность, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.

В целом проделанная работа позволила разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса. (Приложение 1)

Слайд 10

Подлинная поддержка ребёнка учителем, родителем и психологом должна основываться на подчеркивании его положительных качеств, способностей и возможностей. Только тогда эта поддержка будет отвечать принципам здоровьесбережения, позволит полностью реализовать здоровьесберегающий компонент в образовательном процессе.

Таким образом, очень важно содружество “психолог-учитель-родитель-ребенок”.

Слайд 11

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной...

Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами:

  • самопонимания,
  • самопринятия,
  • саморазвития.

Формируется полноценная психологически здоровая личность.

Слайд 12. Портрет психологически здорового ребёнка

Вот так выглядит модель психологически здорового ребёнка. Это:

  • активный,
  • творческий,
  • любознательный,
  • инициативный,
  • самостоятельный,
  • доброжелательный,
  • помогающий и уверенный в себе,
  • открытый и сопереживающий.

Готовясь работать по новым образовательным стандартам и опираясь на портрет психологически здорового ребёнка, а также, изучив концепцию федеральных государственных стандартов образования, мы пришли к выводу, что портрет выпускника начальной школы в свете новых образовательных стандартов должен соответствовать следующим параметрам (характеристикам).

Портрет выпускника начальной школы (новые образовательные стандарты):

  • деятельный и активный,
  • креативный,
  • любознательный,
  • инициативный,
  • уверенный в своих силах,
  • открытый внешнему миру,
  • доброжелательный и отзывчивый,
  • положительно относящийся к себе,
  • имеющий чувство собственного достоинства.

Проведя параллель между данными моделями, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье ребёнка – это ключевой момент, отражающий целевые установки и требования новых образовательных стандартов и ведущий к успешной их реализации.

Слайд 13. Спасибо за внимание.