Логопедическое занятие по автоматизации звука [ш] в слогах, словах "В гости к Кристоферу Робину"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Процесс автоматизации звуков является не менее важным, чем, собственно, сама постановка звуков. На сегодняшний день существует множество разработок, наглядных пособий по автоматизации звуков. Несмотря на такое многообразие, часто возникает необходимость придумывать самому что-то новое, что могло бы вызвать у ребенка неподдельный интерес к занятию и желание выполнять предлагаемые задания. Мною разработана серия презентаций в формате Microsoft Power Point  по автоматизации звуков([с], [з], [ ш], [ж], [р]) в слогах и словах. Вашему вниманию предлагается один из таких конспектов занятия и презентация. Работа по автоматизации звука [ ш] с использованием ЭОР проводилась в течение месяца (2.02.2012-2.03.2012). Участником этих занятий стал ребенок старшей коррекционной группы (диагноз: фонетическое недоразвитие, отмечается дизартрический компонент речи). Звук [ш] был поставлен в конце декабря 2011г. Процесс автоматизации звука проходил длительно и тяжело.
Традиционные приемы работы по автоматизации звука не давали положительного результата, особого интереса к занятиям ребенок не проявлял. Тогда стало необходимым использование игровых заданий  на основе  Microsoft Power Point, где в качестве сюжетной линии занятия выступали бы какие-либо приключения любимых сказочных героев. Так, основой предлагаемого конспекта стали приключения героев мультфильма «Винни Пух и все, все, все».
Яркие и красочные картинки с изображением любимых героев, картинки с автоматизируемым звуком, а также использование ЭОР(презентация Power Point)- все это обеспечило более высокий уровень концентрации внимания во время занятия, а также повысило уровень усвоения материала ребенком. На сегодняшний день звук успешно введен в речь. Проводится работа по автоматизации звука [л], также с использованием подобных презентаций.

Цели и задачи:

  • уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [ш]
  • развитие физиологического дыхания
  • упражнять в правильном произнесении звука [ш] в прямых слогах, словах с прямыми слогами
  • учить произносить звук [ш] в обратных слогах и словах с обратными слогами
  • развитие общей моторики
  • упражнять в определении наличия и места звука [ш] в словах
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных со звуком [ш]

Оборудование: зеркало, картинки с изображением предметов со звуком ш, картинки с изображением героев мультфильма, звуковые схемы для определения места звука в слове, картонный кружок синего цвета, презентация Microsoft Power Point.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед предлагает ребенку присесть на стульчик  и послушать сказку о новых приключениях Винни Пуха, предупреждает о том, что нужно быть внимательным, потому что Винни Пуху может потребоваться помощь.
– Одним дождливым  утром в дверь Пятачка постучались. Пятачок открыл дверь и увидел на пороге своего дома Винни Пуха. Медвежонок поздоровался  и тут же рассказал, что собирается на день рождения к Кристоферу Робину. (Слайд № 2)
– Может ты пойдешь вместе со мной? – спросил Винни Пух .
– Да, я пойду вместе с тобой и помогу выбрать подарок для нашего друга! – ответил Пятачок.
Друзья отправились в путь. По дороге они встретили Тигру, Кролика, Ослика и решили взять их вместе с собой, ведь так веселее. (Слайд №3)

2. Артикуляционная гимнастика

– Нашим друзьям предстоял долгий путь, и они решили, что сделают зарядку для своих хвостиков и лапок, а еще разомнут свои язычки.  

Логопед предлагает и ребенку тоже выполнить движения для язычка («лопатка», «маляр», «лошадка», «грибок», «вкусное варенье», «фокус»), уточняет артикуляцию звука[ ш], просит произнести этот звук изолированно.

3. Развитие физиологического дыхания

– Долго шли звери по лесу. И вдруг оказались на цветочной полянке. Друзья решили, что подарят Кристоферу Робину цветы, и стали срывать самые красивые. Цветы так приятно пахли, что Винни Пух захотел понюхать и розы, и ромашки, и фиалки, которые он так старательно собирал для друга. Логопед предлагает ребенку тоже понюхать цветочки (слайд № 4– «кликнуть мышкой», чтобы появился цветок, затем сделать вдох носом и выдох ртом, следить за плечами).

4. Закрепление произношения звука [ш] в прямых слогах

– На небе стали  появляться первые маленькие, но очень красивые звездочки, из-за тучки показался месяц. Звери очень устали и решили прилечь отдохнуть. Вскоре все, кроме Пятачка и Винни Пуха, заснули. Тогда веселый медвежонок предложил своему другу посчитать на небе все звездочки и придумать для каждой имя. Маленький поросенок принялся считать звезды и придумывать имена со звуком [ш]. Одну звездочку он назвал –  ша-ша-шо, вторую – шу-шу-ша и т.д.
Логопед: «Давайте поможем  Пятачку придумать имена всем звездочкам. Я буду называть слоги, а вы повторяйте (шо-шо-ши, ши-ши-ше, ше-ша-ша и т.д.)». (Слайд № 5 – повторить слоговой ряд, «кликнуть мышкой» по звездочке).

5. Автоматизация звука [ш] в обратных слогах

– Долго Пятачок считал звезды, устал и наконец, заснул. Поросенку снилось, что он летит на маленькой тучке и продолжает считать и называть звездочки красивыми именами.
Логопед: «Давайте произнесем имена звездочек шепотом, чтобы не разбудить поросенка».  (Слайд № 6 – повторить слоговой ряд, «кликнуть мышкой» по звездочке)

6. Подвижная игра «Веснянка» [2, с.35]

– Наступило утро. Оно было таким чудесным, что Тигра предложил друзьям сделать утреннюю зарядку (слайд № 7). Давайте и мы тоже сделаем зарядку.

Солнышко, солнышко, (дети шагают на месте, руки на поясе)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, (разводят руки в стороны)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бег на месте на носочках)
Прилетели сто грачей, (бег на месте, взмахи руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки)

7. Автоматизация звука [ ш] в словах

После зарядки животные решили подкрепиться. В корзине у Винни Пуха лежит много предметов, давайте назовем эти предметы и найдем среди них продукты питания, которыми могут подкрепиться наши друзья (слайды № 8, 9, 10; в начале назвать все предметы, найти среди них продукты питания, затем  «кликнуть мышкой» по ним)

8. Развитие навыка звукового анализа

После сытного завтрака звери снова отправились в путь (слайд № 11). Долго они шли, устали. Прилег Винни Пух возле пенечка отдохнуть и заснул. Снятся ему картинки со звуком [ш], а где стоит этот звук(в начале, в середине, в конце слова) мишка понять не может.[1] Помогите ему, назовите картинку и попробуйте определить, где находится звук [ш] (показать слайд №12, 13 назвать картинку, затем определить место звука с помощью звуковой схемы и кружка синего цвета).

9. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

– Звери отдохнули и отправились дальше. Наконец они подошли к дому Кристофера Робина и постучались. Мальчик был очень рад гостям и пригласил их в дом. Звери подарили подарки, в названиях которых есть звук [ш]. Назовите, кто что подарил (перед ребенком разложены картинки с изображением предметов и зверей – Приложение 1).  Мальчику так понравились подарки, что он решил назвать их ласково. Помоги Кристоферу Робину, назови каждый подарок ласково (горшочек, шортики и т.д.)

10. Итог

– Что делали на занятии? Как помогали Винни Пуху? Посмотрите, как танцуют наши друзья (показать слайд № 14 ).

Список литературы:

1. Комарова Л.А. Автоматизация  звука ш в игровых упражнениях.
2. Нищева Н.В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки.
3. www.images.yandex.ru