Нравственные категории и добродетели

Разделы: История и обществознание


Цели урока: Сформировать у учащихся представление о нравственных категориях и добродетелях в жизни человека и общества.

Задачи урока:

  • Предметная: Познакомиться с основными нравственными категориями и добродетелями, их понятиями, сущностью, структурой и содержанием, обосновать их значение в обществе.
  • Метапредметная: Продолжить формирование умений анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений; анализировать источники, извлекая из них новые факты, строить доказательства, делать выводы; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
  • Коммуникативная: Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей. На основе понимания нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия, мотивировать себя к совершению добрых и гуманных поступков. Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей.

Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление знаний).

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: лекция с элементами лабораторно-практического занятия.

Оборудование:

  • раздаточный материал: Кейсы с проблемными заданиями (для работы в группах);
  • мультимедийный проектор с презентацией к уроку “Нравственные категории и добродетели”;
  • таблица “Виды нравственных категорий”, схема “Структура нравственных категорий”.

Используемая литература:

  1. Учебник “Обществознание” 11 класс под редакцией А.И.Кравченко. - М., 2008.
  2. “Дидактические материалы по курсу “Обществознание” 11 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., 2004.
  3. Швейцер А. Культура и этика.— М., 1973.— С. 315—317.
  4. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.
  5. Апресян А. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы.— М., 1995.— С. 269.
  6. Ейфельдт Д. Н. Беседа с Л. Н. Толстым//Интервью и беседы с Львом Толстым.— М., 1986.— С. 348.

Ход урока

Организационный момент.

Творческое задание “Проблемы общества”

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм, нравственность и т.д.

Учитель: Да, проблем действительно много. Сегодня мы с вами попробуем разобраться в одной из них.

Мотивационный момент (работа с эпиграфом). Обратите внимание на слайд, на нем мы видим эпиграф нашего сегодняшнего занятия, прочтите его внимательно: СЛАЙД1.

Если даже ты наедине с собой,
не говори и не делай ничего дурного.
Учись гораздо более стыдится
самого себя, чем других.
Демокрит.

Вопросы к эпиграфу: 1. Какова позиция автора, что подразумевал он под этими словами? 2. Актуален ли в наше время этот вопрос? (+вопросы наводящие, возникающие в процессе беседы, с помощью которых учитель подводит к теме урока о нравственных категориях и добродетелях, которыми мы руководствуемся в жизни, но саму тему не называет).

Постановка цели и задач. Актуализация темы.

1. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке у нас пойдет речь, тема нашего урока? 2. Какова же цель урока, исходя из его названия? (учитель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед учащимися и учителем на уроке). 3. K РАЗМЫШЛЯЕМ СЛАЙД 2

Учитель: А теперь прочитайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость и значимость применительно к теме нашего урока.

  • Посей поступок – пожнёшь привычку;
  • Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
  • Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
  • Посей характер – пожнёшь судьбу.

(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого ученика)

Изучение нового материала: Вступление:

Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Для того чтобы регулировать процессы, происходящие в обществе, существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия . Государство может одобрить, осудить и наказать человека за его деятельность. Это правовая или государственная оценка. А что такое нравственная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что?

Ученик: На нравственные категории и добродетели. СЛАЙД 3.

1. Понятие и структура нравственных категорий:

НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы. СЛАЙД 4

2. Нравственные категории и их виды. Выделяют два вида нравственных категорий: позитивные и негативные. СЛАЙД 5.

3. Перед вами на столе лежат кейсы. У вас есть 10 минут на их обсуждение. В результате вам необходимо ответить на поставленные вопросы и заполнить сравнительную таблицу.

Позитивные качества Негативные качества
Патриотизм Предательство
Отзывчивость Черствость
Доброта Злость

Группа 1 разъясняет сущность понятий ДОБРО и ЗЛО.

КЕЙС для ГРУППЫ №1.

1. Работа с текстом “Что люди называют добром”. Прочтите и ответьте на вопросы.

И. Г. Чернышевский (1828—1889) русский мыслитель, литературный критик, публицист.

Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом... Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.

Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии//Антология мировой философии. - М., 1972.—Т. 4.—С. 241—242.

Вопросы:

1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых?

2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой?

3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена?

4. Как вы думаете, может ли существовать одно добро в обществе?

Группа 2 разъясняет сущность понятий ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК.

КЕЙС для ГРУППЫ №2.

1 . Работа с текстом “Что люди называют добродетелью”. Прочтите и ответьте на вопросы.

Из новой философской энциклопедии.

ДОБРОДЕТЕЛЬ (греч. ?????, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро, делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве.

Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и средневековья, в значительной мере сохранявшим естественную оболочку, имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов, учение о добродетелях становится вторичным по отношению к учению о долге.

Так как добродетель связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных добродетелей. Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости (рассудительности), справедливости, мужества, умеренности. По Платону, мудрость является качеством созерцательного ума, добродетелью философов. Аристотель отличал мудрость как качество теоретического ума, направленного на созерцание вечного, единого, от рассудительности как качества практического ума, направленного на познание изменчивого, единичного. Именно рассудительность (греч. ????????, лат. prudentia, нем. Klugheit, англ. prudence) стала в европейской этике рассматриваться как первая среди кардинальных добродетелей. Она совпадает с умением человека находить конкретные пути и средства для достижения нравственно прекрасных целей; она не тождественна изобретательности ума: последняя становится рассудительностью только в соединении с добром; изобретательность, направленная на зло, оборачивается изворотливостью. Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество – воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость.

Вопросы: 1. Что и, по мнению, каких авторов, подразумевает под собой добродетельность? 2. Приведите конкретные примеры проявления и добродетели? 3. Исходя из определения добродетели, сделайте вывод и дайте определение понятию “порок”, приведите примеры? 4. Почему люди, зная о добродетелях, поступают порочно?

Группа 3 разъясняет сущность СТЫДА и СОВЕСТИ.

КЕЙС для ГРУППЫ №3.

1. Работа с текстом “Что значит “поступать по совести”?”. Прочтите и ответьте на вопросы.

Э. Фромм (1900—1980) немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог

Нет более гордого заявления, чем сказать: “Я буду поступать по совести”. На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. <...> Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.

Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.

Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова о том, что, “если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути”? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает? 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наиболее убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.

КЕЙС для Группы 4 разъясняет сущность МИЛОСЕРДИЯ.

Притча о блудном сыне.

У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: “Дай мне мою часть наследства”. И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: “Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном”.

Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: “Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями”. Отец ответил: “Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться”.

Вопросы:

1. Что такое милосердие, прощение?

2. Какие чувства раскрывает эта притча?

3. От чего зависит милосердие?

На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем выступают представители групп, докладывающие о результатах своей работы. Выступающему могут быть заданы вопросы.

Ролевая игра "Приём в школу”. СЛАЙД 6.

Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”. Внесите предложение исходя из личных нравственных категорий и обоснуйте его.

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4” и "5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Итак, мы вспомнили основные понятия нравственности, познакомились с критериями, по которым ставится нравственная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях. Дети работают в тетрадях и через три минуты представляют свой словесный портрет (ответы детей).

Золотое правило нравственности.

Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: “Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!”. СЛАЙД 7.

Рефлексия (ПОПС - формула). СЛАЙД 8.

1-3 ученика высказывают мнение по формуле: П-позиция (“Я считаю, что...нужны/не нужны...”); О-обоснование (“Потому что призваны выполнять определенные функции...”); П-пример (“Я могу подтвердить это тем, что...”); С-следствие (“В связи с этим можно сделать вывод...”). Выступление должно состоять из 2-4 предложений и занимать 1-2 минуты.

Подведение итогов.

Подводя итог всему, что вы услышали сегодня на уроке, хотелось бы вам сказать – большое начинается с малого . Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно . Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. Закончить сегодняшний разговор мне хотелось бы следующими словами:

  • Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.
  • Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.
  • Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню
  • Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
    Булат Окуджава.

Я желаю вам никогда не терять чувство собственного достоинства. Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно. Урок окончен.

Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю ..., а нравственную оценку себе каждый поставит сам.

Организация домашнего задания: Выбрать тему для написания задания ЕГЭ: С9. СЛАЙД 9, выписать её в тетрадь и работать дома. §14

Темы для написания задания С9.

  1. “Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро”. П.Буаст
  2. “Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни”. Древняя мудрость
  3. “Мораль- грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво”. Л.Берне
  4. “Нравственность – это разум воли”. Гегель
  5. “Нравственность – это разум сердца”. Гейне
  6. “Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем – то таким, что морально осуждается”. Гегель

Презентация.