Классный час "Детское движение: Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


19 мая 2012 года – 90 лет со дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Этой дате и было посвящено мероприятие. Идея беседы возникла случайно. Рассказала ребятам о некоторых эпизодах своего пионерского детства. Многие дети заинтересовались и стали расспрашивать родителей о пионерском движении. Но так как родители большинства детей люди молодые и так получилось, что пионерами побыть то они не успели, то стали обращаться к другим родственникам, которые успели стать когда-то пионерами. Каждый вспоминал что-то свое, но четкого понятия об организации ребята не получили. Поэтому необходимо было познакомить их с историей детского движения, структурой организации, атрибутами и т.д. Ребята, разделившись на группы, собирали материал, на основе которого составлен сценарий и выполнена презентация.

Форма проведения: беседа.

Участники: обучающиеся 6 «г» класса, учителя – бывшие пионеры.

Цель: Формирование чувства ответственности за порученное дело.

Задача: познакомить ребят с детским движением на примере пионерской организации Советского Союза.

Оборудование: презентация (аппаратура для ее воспроизведения).

Подготовительная работа: Ребята готовятся к мероприятию по группам:

  • I группа изучает историю создания пионерской организации.
  • II группа знакомится с атрибутами пионерской организации: значок, галстук, торжественное обещание.
  • III группа знакомится с горном, барабаном, флагом,

Ход беседы

(Слайд 1) Учитель: Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: <Будь готов!> – дружно отвечают: <Всегда готов!> У кого-то папы и мамы еще застали то время, когда их принимали в пионеры, и они тоже давали клятву: <Торжественно обещаю верно, служить делу Ленина и Коммунистической партии...>

Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек о самых интересных событиях в их пионерской жизни, интересуются тем, какой была любимая книга папы или мамы и почему она рассказывает о пионерах-героях.

Сегодня мы поговорим о Всесоюзной пионерской организации. 19 мая отмечается в календаре как день рождения этой организации. Что же такое организация? (ответы ребят)

Организация – это добровольное объединение людей для реализации определенной программы, достижения цели, превышающей силы одного человека.

Объединение это действует на основе установленных процедур и правил, имеет достаточно стройную структуру.

Пионерская организация – массовое, самодеятельное сообщество детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет.

У всех, кто жил в Советском Союзе пионерия ассоциируется с чем-то хорошим, добрым, светлым, с детством. Все мы помним замечательные советские фильмы, где пионер — пример честности и порядочности. Многие даже писали стихи о пионерии!

Кто-то скажет, отчего бы пионерам не радоваться жизни и не быть честными, если в их жизни не было никаких трудностей. Этот человек, возможно, будет отчасти прав. Но стоит взглянуть на историю пионерии, и таких вопросов, думаю, никогда возникать больше не будет.

Не хочу затрагивать тот факт, что истоки пионерии в скаутском движении. Это действительно так, но это не так важно. Интересно как начиналось массовое пионерское движение. Датой создания пионерии можно считать 2 февраля 1922 года. В этот день бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. Но официально принято считать днем рождения пионерии дату 19 мая 1922 года, в этот день – 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Формирование таких ячеек началось с набора первопроходцев, которые и стали первыми пионерами. В условиях гражданской войны, голода, массового бродяжничества подростковая среда очень жестко воспринимала пионеров. Их били, унижали, они были всеобщим посмешищем. Глупо думать, что указом партии можно было решить эту проблему, завоевать авторитет в подростковой среде. Первым пионерам и словом, и делом (а точнее кулаками) приходилось отстаивать свое право на существование. И они сумели отстоять это право, несмотря на то, что их «противники» были в подавляющем большинстве. Всего через несколько лет после появления этого движения, пионеров стали уважать, стали слагать стихи о пионерии и петь песни о пионерах.

(Слайд 2-27) Звучит песня «Марш пионерских дружин» (Автоматический режим).

(Слайд 28) Учитель: Ребята первой группы вам расскажут об истории возникновения пионерской организации

(Слайд 29) Ученик: В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. Пионерское движение возникло как стихийная самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. По месту жительства стали стихийно возникать пионерские отряды, целью которых была взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и влиянием улицы. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения.

(Слайд 30) У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Н.К. Крупская и один из идеологов русского скаутизма И.Н. Жуков.

(Слайд 31) До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти вождя мирового пролетариата была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина.

Ученик: Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

(Слайд 32) Ученик: В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – По всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда".

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

(Слайд 33) Ученик: 1962 год – Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина. А в 1972 году пионерская организация была награждена орденом Ленина повторно.

Ученик: 1970 год – Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн. пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.

Ученик: После "перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".

Ученик: Середина 1980-х годов – Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Ученик: Октябрь 1990 года – Преемник пионерской организации – «Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов» – международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

(Слайд 34) Ученик: Организация, объединявшая все подрастающее поколение огромной страны, не могла существовать без четкой Структуры

(Слайд 35) Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина.

(Слайд 36) Пионерские дружины создавались в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В пионерских дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создавались пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В школе отряд объединял пионеров, обучающихся, как правило, в одном классе. В детских домах и пионерских лагерях, по месту жительства могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делился на звенья.

Ученик: Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.

(Слайд 37) Учитель: Ребята второй группы вам расскажут об атрибутах пионеров.

Ученик: Обязательным условием всех членов юных пионеров было носить красную косынку в виде галстука,

(Слайд 38) Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой.

(Слайд 39) В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. В связи со сложностью изготовления зажимы не получили по-настоящему массового распространения, и пионерские галстуки уже с момента зарождения в большинстве случаев завязывали специальным узлом. Специальный узел пионерского галстука был прост в исполнении.

Ученица читает стихотворение Степана Щипачёва «ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК»

Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.

Как повяжешь галстук,
Ты – светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.

Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.

(Слайд 40) Ученик: Другим атрибутом был единый для всех пионеров значок; на красном флажке серп и молот. Внутри серпа горящий костер на пяти бревнах. На серпе надпись: «Будь готов». Очень интересна история значка.

Впервые Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге были изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".

(Слайд 41) 14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён – девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!"

(Слайд 42) В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени.

В 1958 году было введено три ступени, соответственно классам, рассчитанные каждая на два года. Указывалось, что «пионер младшего возраста, выполнивший требования 1-й ступени получает специальный значок и переводится во вторую ступень» Значки со степенями выдавались к пионерскому значку образца 1944 года.

(Слайд 43) В 1962 году был принят последний образец значка, доживший до 1991 года: в центре пятиконечной звезды – профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени.

(Слайд 44) Ученик: Одним из ритуалов был Салют – это приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше своих личных.

Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении Гимна Советского Союза, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем.

Учитель: Ребята III группы познакомят вас с атрибутами пионерской дружины.

(Слайд 45) Ученик: Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерское знамя это красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина.

Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.

(Слайд 46) Ученик: Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер.

Горнист отряда – это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать различные сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым.

(Слайд 47) Теперь послушайте, как звучал один из сигналов горна.

(Слайд 48) Ученик: Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

(Слайд 49) Слушаем голос барабана.

(Слайд 50) Ученик: У пионеров Советского Союза был и свой Гимн, им считалась одна из первых пионерских песен «Марш юных пионеров» написанная в 1922 году двумя комсомольцами — пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым (звучит песня)

(Слайд 51-74) (автоматический режим)

(Слайд 75) Ученик: Высший орган дружины, отряда, звена — пионерский сбор. Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда — совет отряда, сбор звена — звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали Председателя совета дружины и отряда.

(Слайд 76) Ученик: В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществлялся индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины.

Перед тем как вступить в пионеры, ребята давали торжественное обещание

«Я,..., вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю; горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пи­онеров Советского Союза».

(Слайд 77) Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

(Слайд 78) Ученик: Объявленная цель пионерской организации: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — следует ответ: «Всегда готов!»

(Слайд 79-87) Ученик:У пионеров были свои законы:

  • Пионер предан Родине.
  • Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
  • Пионер – чти память павших борцов, и готовиться стать защитником Родины.
  • Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
  • Пионер честный и верный товарищ.

(Слайд 87) Ученик: читает стихи о пионерии:

Мы от радости стали крылатыми,
Наше счастье попробуй, измерь!
Лишь вчера были мы октябрятами,
Пионерами стали теперь.
Теперь для всех я в жизни
Обязан быть примером,
А ну-ка солнце брызни,
Я принят в пионеры.

(Слайд 88) Все члены организации юных пионеров носили единую форму.

В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях надевалась парадная форма, которая включала в себя:

  • красные пилотки, пионерские галстуки и значки;
  • у мальчиков — белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;
  • у девочек — белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;
  • (Слайд 89) у знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками.

(Слайд 90) Воспоминания

(Предоставить слово бывшим пионерам-учителям или пригласить родителей)

Классный руководитель (ведущий встречи)

Я был когда-то пионером,
И в то, что будет коммунизм
По-детски искренне я верил,
Поскольку был душою чист.
Я по утрам свой алый галстук
Горячим гладил утюгом,
В кино переживал за Красных
И собирал металлолом,
Маршировал под барабаны,
Любил, когда играет горн,
Цветы дарил я ветеранам
И обожал ночной костёр.
Я помню, как до “синей ночи"
Мы пели песни у костра
О том, что “дети мы рабочих”,
Что ждёт нас светлая пора.
И мы “всегда готовы” были
Хоть в космос, хоть на целину,
В забой, чтоб “сказку сделать былью”,
А если надо – на войну…
Забыт давно и галстук алый
И пионерский тот салют,
Теперь другие идеалы
И песни новые поют.
Давно уж старый горн в утиле,
А цель былую – коммунизм,
Для многих нынче заменили
Нажива, алчность и цинизм.
С весёлой грустью вспоминаю
Времён далёких дребедень,
А девятнадцатое мая
Теперь простой весенний день!

У меня нет излишнего умиления по "пионерскому поводу" – хотя в ТО время это всё было нормально, и даже временами замечательно и интересно, Вообще же я думаю, что для каждого нормального человека абсолютно нормально быть оптимистом, верить в какие-то светлые идеалы, идти к какой-то высокой цели... другое дело, кто и как этим пользуется.

(Слайд 91-112) Звучит пионерская песня «Эх, хорошо в стране Советской жить» (автоматический режим)

(Слайд 113) Учитель: Сегодня мы заканчиваем нашу встречу. Я думаю вам интересно сейчас узнать, а какое пионерское детство было у ваших бабушек, дедушек, пап и мам. Поговорите с ними. Запишите их воспоминания. А все вместе мы оформим с вами альбом воспоминаний ваших родственников и подарим его школьному музею.

(Слайд 114) Спасибо за внимание.