Вклад деятелей культуры в Великую Победу. 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цели урока:

  • рассмотреть особенности развития музыки, живописи, литературы, кинематографа в условиях Великой Отечественной войны;
  • показать на конкретных примерах, какой вклад в Победу внесли деятели культуры;
  • продолжать развивать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Форма урока: устный журнал

Оборудование: Выставка литературы, военных плакатов, портреты писателей, поэтов, художников, военных операторов, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до рейхстага».

Понятийный минимум: патриотизм, гражданственность, социалистический реализм, публицистика, Кукрыниксы.

Страницы устного журнала:

  1. Вклад художников в Великую Победу.
  2. Писатели и поэты на войне и о войне…
  3. И музыка врага громила…
  4. Радио и кинематограф.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка проблемного задания
  3. Поисково-исследовательский этап
  4. Решение проблемного задания
  5. Рефлексивный момент
  6. Задание на дом

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве советских писателей и поэтов, художников и композиторов, кинематографистов. Именно произведения искусства той поры являются тем мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им силы выстоять и победить?!

Большую роль в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма сыграли деятели культуры. Именно их творчеству и посвящён наш урок.(Слайды 1-2)

II. Постановка проблемного задания

(Слайд 3)

-?- Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

(в течение урока учащиеся обдумывают проблему, свои выводы формулируют в конце урока)

III. Поисково-исследовательский этап

1-я страница. Вклад художников в Великую Победу. (Слайд 4)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы:

  • плакат героический
  • плакат сатирический.

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причём основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину:

  • Плакаты 1941 года «Бей врага, как его били отцы и старшие братья–матросы Октября!» (автор С.С. Бойм),
  • «Родина-мать зовёт» (автор И. Тоидзе).

(Слайд 5-6)

Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

Большую группу плакатов военных лет занимают сатирические плакаты, главной задачей которых являлось развенчать врага, внушить народу оптимизм, уверенность в победе. Для сатирических плакатов основой является сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения. Для этой группы плакатов характерно разоблачение звериной сущность фашизма. Злодеяния фашистов побудили советских художников к созданию обобщённого образа фашистской армии в виде различных чудовищ. (Слайд 7)

На плакате Д.А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище» 1941 года советский солдат с горящими глазами втыкает штык в чудовище в виде осьминога с человеческой головой в каске с фашистской свастикой, за спиной солдата – танки и самолёты, развевается красный флаг.

Мастером карикатуры был Борис Ефимов. (Слайды 8-9) Его по праву считают величайшим карикатуристом в мировой истории этого жанра.

Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и др.), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу — Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

В годы войны в полной мере проявилась "убойная" сила карикатур Ефимова. Его работы публиковались на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

Наиболее компетентными и авторитетными критиками творчества художников-карикатуристов в годы войны были сами бойцы, которые по собственной инициативе и очень охотно давали свои отзывы о творчестве художников, находя для этого время среди весьма важных и неотложных дел.

Эти драгоценные отзывы написаны по-разному: одни наспех, карандашом, быстрым неразборчивым почерком, другие — старательно, чернилами, ровными, аккуратными строчками. Написаны и на измятых листках, вырванных из школьных тетрадей, и на обороте каких-то бланков, и на скромных блокнотах армейских газет, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один: "Полевая почта, номер такой-то". Вот некоторые примеры:

Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру... Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков... Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко.

Творчество Бориса Ефимова в годы войны получило признание и известного британского художника-карикатуриста Лоу, который в 1943 году, после выхода в свет альбома сатирических рисунков Ефимова "Гитлер и его свора", писал: "...карикатуры Ефимова, собранные в альбоме, обнаруживают черту, на которую следует обратить особое внимание: их фантазия и творческий метод не представляют никаких трудностей для британского восприятия. По-видимому, русское чувство юмора очень близко к британскому... Русские любят смех, и к тому же смех, понятный нам, британцам».

Не меньшую популярность получило творчество Кукрыниксов. Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом — Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько. (Слайды 10-12)

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью. Их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.

(Слайды 13-14)

В 1942 году Кукрыниксы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» — в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией — был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине. (Слайд 15)

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48; Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Большую известность получили

  • батальные полотна художника Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя», «Окраины Москвы. Ноябрь, 1941 г.» (Слайды 16-17)
  • картина К.Ф. Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г.» (Слайд 18)

- ? – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

(Отвечают. Выводы фиксируют в тетрадях)

2-я страница. Писатели и поэты на войне и о войне…

(Слайд 19)

С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт. Пятьсот из них были награждены орденами и медалями. Восемнадцать стали Героями Советского Союза. Более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган… (Слайд 20)

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди и для людей». (Слайд 21)

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи.

Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества.

(Слайды 22-24, видеоролик с записью стихотворения О. Берггольц «Нам от тебя теперь не оторваться» - Приложение 1)

Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем ушёл на фронт удивительно обаятельный человек и впоследствии самобытный поэт Эдуард Асадов.

 «Сражаюсь, верую, люблю», - эти строки ёмко и точно определяют внутренний мир, душу, жизненное кредо поэта и его стихов.

Начинал войну 20-летним лейтенантом, артиллеристом. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой. (Слайд 25)

Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием. (Слайд 26)

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия почти не принимал; был ранен под Моздоком.

Но эти месяцы оказали неизгладимое впечатление на будущего поэта. Все его стихи отличаются необыкновенной проникновенностью, доходят до сердца каждого: «Бери шинель, пошли домой», «До свидания, мальчики!»… (Слайд 27)

Невиданной популярность пользовалась лирика К.М. Симонова. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 году снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). (Слайд 28)

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

К самому сердцу фронтовиков обращались его стихи, в которых горечь утрат военных лет соединилась с радостью любви к жене, матери. И шире – к родимой земле.

(Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении Габриелян Л.)

Литературный герой, созданный А. Твардовским, Василий Теркин стал главным героем народной войны.

В годы Великой Отечественной войны Александр Трифонович Твардовский был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 году.

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом...» и «Я знаю, никакой моей вины...» Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».

(Слайды 29)

3-я страница. И музыка врага громила… (Слайд 30)

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. В ее эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны». (Слайд 31)

Большую популярность завоевали и другие песни военных лет. Не было, пожалуй, человека, который не знал бы песен М. Блантера («В лесу прифронтовом» на слова М. Исаковского, «Жди меня» на слова К. Симонова). В золотой фонд советской песенной культуры вошли также «Песня смелых» В. Белого (текст А. Суркова), «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова (текст М. Исаковского), «Шумел сурово брянский лес» С. Каца (текст А. Софронова), «Песня о Днепре» М.Фрадкина (текст Е. Долматовского), «Заветный камень» (текст А.Жарова) и «Песня защитников Москвы» (текст А. Суркова) Б. Мокроусова, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Где орел раскинул крылья» (текст С. Алымова) А. Новикова, «В землянке» К. Листова (текст А. Суркова) и многие другие.

В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. (Слайд 32)

Поднимали боевой дух советских воинов многочисленные концертные бригады, выезжавшие на фронт. Всенародной любовью пользовались Л. Утёсов, К. Шульженко, Л. Русланова, И. Юрьева – талантливые исполнители народных песен. (Слайды 33-35)

4-я страница. Радио и кинематограф. (Слайд 36)

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы. Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. (Слайд 37)

243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера.

Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.

В первые месяцы войны Ленинградская, Киевская, Минская студии кинохроники оказались выведенными из строя. Оставалась Московская киностудия, которая стала организующим центром, сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны".

Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И. Копалина и Л. Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года. (Слайды 38-41)

Среди операторов был и известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии режиссер Роман Кармен. Он был участник четырех войн и объездил полмира с кинокамерой. Во время ВОВ оператор запечатлел на кинокамеру сражение под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии. Кармен был не только оператором, но и талантливым писателем.

Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны... Молодой кинооператор, воспитанник ВГИКа Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до того момента, пока не потеряла сознание. Смертью героев пали операторы-фронтовики В. Сущинский, В. Муромцев, П. Быков и многие-многие другие. Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького.

Перед художественной кинематографией стояла и вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, все ценные художественные фильмы, начатые производством до нападения фашистов на СССР. И такие картины были закончены. Это «Свинарка и пастух», «Машенька», «Романтики» и другие фильмы.

Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.

Кипучая кинематографическая деятельность не прекращалась в Москве ни на одну минуту. Однако в наиболее тяжелые дни, когда бои шли в нескольких десятках километров от нашей столицы, художественные киностудии из Москвы было решено эвакуировать. В Алма-Ате московские кинематографисты создали свои основные произведения военного времени.

Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута. (Слайд 42)

В центре стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, поднявшего людей на смертельную схватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнении замечательного актера В. Ванина по праву открыл галерею масштабных, ярких характеров советского кинематографа военных лет.

Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась, прежде всего, в создании героического, подлинно народного характера русской женщины - Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой. (Слайд 43)

Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «Во имя Родины». (Слайд 44)

Немалую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с фашизмом сыграла экранизация произведений К. Симонова, осуществленная режиссером А. Столпером (кинофильм «Парень из нашего города»), пьесы А. Корнейчука «Фронт» (режиссеры Г. и С. Васильевы). (Слайд 45)

В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться в свои московские павильоны. Первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В. Петрова) с А. Диким в заглавной роли. (Слайд 46)

Вернулся на экраны и пользовался огромной популярностью созданный в 1938 г. фильм Эйзенштейна «Александр Невский». (Слайд 47)

-?- Как вы думаете, почему? Какие параллели можно было провести между событиями 13 и 20 веков?

(Отвечают)

IV. Решение проблемного задания

-?- Каковы особенности развития культуры в период Великой Отечественной войны?

(Учащиеся решают проблемное задание, записывают выводы в тетради)

(Слайд 48-49)

V. Рефлексивный момент

Закрепление изученного материала (учащиеся выполняют тестовые задания – Приложение 2).

VI. Задание на дом

Д/з: § 25, стр.244-246, повт. § 24-25

Индивидуальное задание: подготовить проект - презентацию по теме «Вклад советских учёных в победу над Германией».