Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цели собрания:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления;
  • научить родителей определять причины агрессивности детей и уметь корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: информационно-диагностическая (круглый стол).

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

<1, 2 слайд>. Презентация

I. Выступление классного руководителя.

- Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравится, перестаёт нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь – обидел. Мы задаём себе вопрос “Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?”

Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей, и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. Агрессия, сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

-Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

<3 слайд>

В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия “молодеет” с каждым годом. Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии.

<4 слайд>

1. Что такое агрессия?

Агрессия (от латинского – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.).

Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей - и тогда он “заражается” их агрессивностью. Это один из факторов. Второй - когда ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.

<5 слайд>

Примерные критерии агрессивности младших школьников:

  • часто теряют контроль над собой;
  • часто спорят и ссорятся с окружающими;
  • отказываются выполнять просьбы взрослых;
  • намеренно вызывают у других чувство раздражения;
  • обвиняют других в своих ошибках;
  • могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
  • часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
  • долго помнят обиду, стремясь отомстить;
  • мнительны и раздражительны.

Если для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

<6 слайд>

2. Причины агрессии.

Взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети, противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать “отпор” обидчику.

Отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

<7 слайд>

3. Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей.

  1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
  2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
  3. Агрессия проявляется в играх ребенка.
  4. Агрессия по отношению к животным.

Рассмотрим причины проявлений этих видов агрессии и рекомендации психологов.

Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях.

<8 слайд>

Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но “выпускает пар” таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы.

Почему же эти “нехорошие” выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для ребёнка ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его “взрослым”, независимым человеком. Иногда дети используют ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

Объясните детям, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Следите сами за собственной речью.

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае, скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.

Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Если подытожить сказанное, родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: “Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся”. Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, “взрослым”. Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.

<9 слайд>

Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

  • желание самоутвердиться;
  • защита;
  • от безысходности;
  • от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

<10 слайд>

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок сначала выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрессивного поведения ребенка.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Какие же рекомендации можно дать родителям?

  1. Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  2. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.
  3. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  4. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.

Еще одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе “садистских опытов” над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.

Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей “слабости”. Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

<11 слайд>

Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:

  1. Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
  2. Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
  3. Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения “я рассердился”, “я обиделся”, “я расстроился” и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка.
  4. Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении, как с животными, так и людьми.
  5. Подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. При подготовке к родительскому собранию в нашем классе было проведено исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами. (Организуется обсуждение ответов детей.)

Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Группы Боевики Фильмы ужасов Шоу Сказки Исторические фильмы Другие
Мальчики  11  8  5  2  7  7
Девочки   5  8  2  8  5  6

Вопрос 2. Что тебе в них нравится?

Группы Желание победить Желание испугаться Красивые люди, наряды Сказочная, добрая атмосфера Желание узнать что-то новое Желание быть таким же
Мальчики  8  6  2  3  7  8
Девочки  5  1  7  6  9  4

Исследования показали, что после просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения. Частой причиной агрессии школьников является семейное воспитание. Всегда ли мы воспитываем своих детей правильно? Почему агрессивные дети вырастают как в неблагополучных, так и в благополучных семьях, где, казалось бы, большое внимание уделяется воспитанию, образованию и культуре? Агрессивный ребёнок вырастает в семье, где родители не могут справиться со своей агрессией.

- Какие выводы вы можете сделать из нашего обсуждения? (Необходимо обдумать дома этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором.)

Советы психолога:

  • Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
  • Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.
  • Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
  • Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок.
  • Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

II. Диагностика.

1. Раздать тест. (Приложение 1)

Тест “Какой вы родитель?” дополнит Ваше представление о себе как о родителях и поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания Ваших детей.

(Памятки для родителей – Приложение 2)

2. - Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

III. Подведение итогов.

- Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

<12 слайд> Девять “Если…” воспитания.

IV. Решение собрания.

  1. Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  2. Родители должны научиться владеть собой, быть пример своим детям.
  3. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.
  4. Дозировать компьютерные игры и просмотр телевидения, совместно с ребёнком составить режим дня, рационально распределить нагрузку и отдых.