Итоговое интегрированное занятие по профессионально-трудовому обучению о теме "Наши ступени". 11-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Тип урока: занятие обобщения и систематизации знаний.

Продолжительность занятия: два урока по 40 минут.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся по “Технологии”, “Производственной практике” и “Введению в профессию” о последовательности изготовления изделий;
  • закрепить умения учащихся применять алгоритм последовательности пошива плечевых и поясных изделий при определении номера операции;
  • проверить готовность учащихся к выполнению экзаменационной практической работы (темп и качество).

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать внимание учащихся;
  • совершенствовать связную устную речь, активизировать словарный запас учащихся;
  • корригировать память учащихся;
  • корригировать зрительное и слуховое восприятие;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза)
  • совершенствовать двигательные навыки работы на промышленном оборудовании (ритмичность, плавность, соразмерность движений);
  • корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, работоспособности, выдержки).

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность в работе;
  • воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструментам, материалам;
  • прививать эстетический вкус.

Методы обучения:

  • беседа;
  • демонстрация;
  • упражнение;
  • практическая работа;
  • применение технических средств обучения.

Оборудование урока:

  • промышленные швейные машины;
  • инструменты и материалы:
    • ножницы;
    • линейки с бегунком;
    • игольницы с булавками;
    • нитки;
    • крой наволочек в М 1:2,5;
    • карандаши, ручки.

Наглядные пособия:

  • таблицы по плану изготовления изделия: “Изделие”, “Мерки, размеры”, “Ткань”, “Выкройка, лекала”, ”Раскрой”, “Пошив”, “Отделка”;
  • набор изделий (в М 1:2,5) в соответствии со слайдом “Коллекция изделий” (приложение 1);
  • таблицы по плану анализа изделия (приложение 2);
  • коллекции тканей;
  • листы выкроек (формат А 1) на предложенные изделия (приложение 3);
  • шаблоны выкроек на предложенные изделия (приложение 4);
  • технологические карты на предложенные изделия;
  • инструкционная карта пошива наволочки (промышленная технология);
  • слайды: “Коллекция изделий” (приложение 1), “Подбери слова” (приложение 5), “Виды производственных заданий” (приложение 6).

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор.

План занятия.

I . Организационный момент.

  • Технические средства обучения.
  • Настрой учащихся на работу, организация внимания.

II. Проверка знаний учащихся по анализу швейного изделия.

  • Технические средства обучения.
  • Индивидуальный опрос
  • Беседа.

III. Проверка знаний учащихся по определению размера изделия и соответствия ткани для изделия.

  • Беседа.
  • Упражнение по подбору тканей.
  • Дидактическая игра “Лишнее слово”.

IV. Систематизация знаний учащихся о выкройках и лекалах.

  • Вводный инструктаж.
  • Работа с листами выкроек.
  • Индивидуальный письменный опрос.
  • Самоконтроль по выкройкам.

V. Обобщение знаний учащихся о массовом и индивидуальном раскрое.

  • Рассказ учащихся о работе раскройного цеха.
  • Словарная работа, дидактическая игра “Подбери слова”
  • Беседа.

VI. Обобщение знаний учащихся о пошиве изделий.

  • Дидактическая игра “Определи номер операции”.
  • Беседа.
  • Практическое задание.

VII. Закрепить знания учащихся об окончательной отделке изделий.

  • Фронтальный письменный опрос.

VIII. Выполнение практической работы.

  • Инструкционная карта.
  • Вводный инструктаж.
  • Техника безопасной работы на промышленной швейной машине.
  • Индивидуальная работа.

IX. Подведение итогов.

  • Оценка работы учащимися.
  • Итоги полугодия

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие учителя и гостей занятия.

- Сегодня у нас необычное занятие - занятие включающее элементы “Производственной практики”, “Технологии” и “Введения в профессию”, итоговое занятие.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик о нашем учреждении.

- Название нашего центра “Ступени” отражает ваши шаги и успехи на каждой ступени обучения. Вы поднялись на высшую ступень, вы заканчиваете обучение в нашем центре. Работая над каждым изделием, мы с вами тоже каждый раз поднимались на новую ступеньку швейного мастерства. Давайте вспомним, как мы это делали.

II. Проверка знаний учащихся по анализу швейного изделия.

Ступень первая “Изделие”.

Таблица с надписью “Изделие” крепится магнитом на доске.

Учащимся предлагается выбрать разные по назначению изделия и проанализировать их в соответствии с планом анализа (слайд “Коллекция изделий” и “План анализа изделия”, приложение 1 и приложение 2). Индивидуальный опрос.

Вопросы для беседы:

1. В каком документе отражены данные анализа, описания изделия?

2. Какие еще данные об изделии содержатся в технической документации на изделие?

3. Как называется цех, где разрабатывают техническую документацию на изделия?

III. Проверка знаний учащихся по определению размера изделия и соответствия ткани для изделия.

Ступень вторая “Мерки и размеры”.

Таблица “Мерки и размеры” крепится на доске над таблицей “Изделия”, располагая лесенкой (ступенями). Следующие таблицы крепятся аналогично.

Вопросы для беседы:

1. Какая мерка определяет размер поясного изделия?

2. Какая мерка является определяющей для плечевого изделия?

3. По какой мерке определяют размер детского изделия?

4. Какие мерки используют на швейном предприятии?

Ступень третья “Ткань”.

Дидактическая игра “Лишнее слово” (вербально)

1. Капрон, лавсан, нитрон, хлорин, вискоза, эластан.

2. Сатин, мадаполам, шерсть, байка, бязь, батист.

Упражнение “Подбери ткань”. Учащимся предлагается подобрать варианты тканей для выбранных ими фасонов изделий из 10-12 образцов. Оцениваю результаты.

IV. Систематизация знаний учащихся о выкройках и лекалах.

Ступень четвертая “Выкройка, лекала”.

Учащимся необходимо найти два отличия выкройки от лекала (материал, отсутствие припусков в выкройке).

Вводный инструктаж для работы с листами выкроек и шаблонами выкроек (выполняется в два этапа):

1. На своем листе выкроек (приложение 3) найдите детали выкройки, выбранного вами изделия, запишите номер детали, рядом название детали.

2. Откройте конверт с выкройкой на свое изделие (приложение 4), проверьте свои ответы и на деталях выкройки проставьте карандашом контрольные точки для правильного соединения деталей.

Итоги работы – самооценка учащимися.

V. Обобщение знаний учащихся о массовом и индивидуальном раскроях.

Ступень пятая “Раскрой”.

Рассказ учащейся о работе раскройного цеха.

Дидактическая игра “Подбери слова” (слайд “Подбери слова”, приложение 5). Словарная работа со словами “подкраивает”, “раскраивает” и “раскройщик”, “закройщик”. Сходства и отличия слов по составу.

Беседа:

1. Какая из перечисленных на слайде профессий есть в ателье?

2. Кто в ателье выполняет настил ткани при раскрое?

3. Кто выполняет функции контролера в ателье?

VI. Обобщение знаний учащихся о пошиве изделий.

Ступень шестая “Пошив

Дидактическая игра “Определи номер операции” по одному из выбранных детьми образцов (фронтально, применяя алгоритм пошива изделий.) Учитель называет операцию, учащиеся определяют ее номер.

Беседа:

1. Какие способы пооперационного пошива изделий вам известны? (Первый способ - когда каждая швея выполняет только свою операцию в пошиве изделий, другой способ – когда швея выполняет последовательно все операции в пошиве несложных изделий от начала и до конца).

2. На какие участки делится швейный цех?

Практическое задание: разложить полуфабрикаты технологических карт, выбранных изделий, на две стопки. В первой стопке полуфабрикаты, выполненные на заготовительном участке швейного цеха, во второй – на монтажном участке швейного цеха (одной ученице предлагаю разложить инструкции из технологических карт). Оценка результатов работы.

VII. Закрепить знания учащихся об окончательной отделке изделий.

Ступень седьмая “Отделка”.

Слайд “Виды производственных заданий” (приложение 6). Учащимся предлагается записать в тетради операции отделочного цеха. Оценка результатов.

VIII. Выполнение практической работы.

“Пошив наволочек по промышленной технологии пооперационно без разделения труда”. Количество наволочек рассчитывается индивидуально.

Инструкционная карта пошива наволочки с двумя вариантами обработки боковых срезов: швом вподгибку с закрытым срезом или стачивающее-обметочным швом, с заданной шириной швов. (Крой складывается по надсечке для клапана и при необходимости скалывается булавками вдоль среза на расстоянии 5-8 см от среза.)

  1. Контроль качества.
  2. Техника безопасной работы на швейной машине.
  3. Практическая работа учащихся по готовому крою в М 1:2.
  4. Индивидуальная помощь учащимся по необходимости.
  5. Итоги практической работы.
  6. Итоги полугодия.

Закончи предложения:

  • “Сегодня на уроке мне было ...”
  • “После окончания учебы в “Центре “Ступени” я пойду ...”