Урок на тему "Мой четвероногий друг"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Образовательная цель: Развитие воображения и творчества, формирование графических умений и навыков. Ознакомление с характерной формой животных. Определение пропорций и соотношения частей. Подбор цветовых отношений. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Закрепление навыков работы кистью.

Развивающая цель: Развитие фантазии на основе реальности, наблюдательности и активного внимания, зрительной памяти и аккуратности. Развитие интереса к изобразительному искусству через беседу об анималистическом жанре, оживление учебного процесса через ролевые игры.

Воспитательная цель: Воспитание любви и бережного отношения к животным, целеустремлённости и чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки.

Оборудование:

Для учителя: репродукции рисунков животных. В. Ватагин «Белый медведь», М. Кукунов «Сова», В.Серов «Квартет». Образцы этапов выполнения животных в положение, сидя, музыка.

Для учащихся: художественные материалы (гуашь, тонированная бумага, кисти, баночка для воды).

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Подведение итогов. Выставка рисунков.

Ход урока

I. Орг. Момент: Приветствие.

С целью организации рабочего места, формирования умения учащихся начать беседу, создания дружеской, рабочей атмосферы в классе, урок начинается с того, что учитель читает четверостишье.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Для разминки нужно нам все расставить по местам.

После того, как стихотворение прочитано, педагог спрашивает: А как ребята, в самом деле, должны располагаться на рабочем столе краски, кисти, баночка для воды? И почему?

Дети отвечают, что краски, кисти, баночка для воды должны располагаться посередине рабочего стола. Почему? Да для того, чтобы они не упали случайно на пол, что с ними могло бы произойти, если бы они располагались на краю парты.

Учитель просит проверить друг у друга правильность размещения учебных принадлежностей на рабочем столе и если необходимо переставить их в нужном порядке.

II. Ситуация на уроке. Вопросы-парадоксы.

Начинается урок с игровой ситуации. Так как первокласники – это дети младшего школьного возраста, то вхождение в тему начинается игровых моментов.

Учитель. Сегодня ребята нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну под названием – Рисование! А вот что мы будем рисовать в этой стране, я и сама пока еще не знаю. Об этом мы узнаем, если вы разгадаете загадки. А помогать загадывать загадки к нам пришли кукольные персонажи. Посмотрите на них. Учитель незаметно надевает на руки игрушки в виде кошечки и зайчика и читает интригующие загадки. Таким образом, педагог вовлекает детей в беседу.

Например:

  1. Кто с высоких темных сосен
    В ребятишек шишку бросил?
    И в кусты через пенек
    Промелькнул, как огонек?
    (белка)

  2. Это что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной?
    И стоит среди травы –
    Уши больше головы.
    (заяц)

  3. Я умею часто мыться
    Не водой, а язычком.
    Мяу! Как мне часто снится
    Блюдце с чистым молочком!
    (кошка)

Учитель спрашивает: Может быть, кто-то из вас, ребята, уже догадался, кого же мы будем сегодня рисовать?

Дети высказывают свои мнения.

  • Ну, конечно же, животных!

Таким образом, ученики, а не учитель (роль учителя не должна быть видна) делают вывод, что тема урока – животные.

Дети дружно читают название темы урока – «Мой четвероногий друг».

III. Работа с иллюстрациями. Беседа-рассуждение.

Показ репродукций.

Учитель демонстрирует репродукции В. Ватагина «Белый медведь», М. Кукунова «Сова», В. Серова «Квартет» и рассказывает, что –

  • Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. Многие художники любили писать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем такие знаменитые русские художники, как И. Репин, В. Суриков, В. Серов, В. Ватагин и др. А некоторые все свое творчество посвятили изображению животных – такие, как Е. Чарушин.
  • Художник, изображая пейзаж и животных, всегда показывает свое отношение к ним.
  • Почему мы называем животных «братья наши меньшие»? А лев больше и сильнее нас!

Учитель делает вывод: Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве, называется – анималистический жанр.

IV. Сгущение ситуации. Учебный диалог.

Учитель демонстрирует рисунки животных.

 

Обратите внимание, какие они разные и в то же время одинаковые. Они чем-то похожи друг на друга!

Учитель задает вопросы: Как вы считаете, чем они похожи между собой?

Дети: У всех животных одинаковые голова и туловище. Голова – это круг, а туловище – овал.

Учитель: На какую цифру похоже туловище с головой любого животного?

Дети: На цифру восемь.

V. Коллективное обсуждение.

Ведется коллективный поиск правильного решения. Ученики обсуждают поставленные вопросы, приводят доводы, объяснения. В результате происходит обмен опытом, и решение находится через ответы детей.

Вывод:

  • Животные похожи между собой тем, что у них одинаковые голова и туловище – голова это круг, а туловище – овал.
  • Туловище с головой любого животного похоже на цифру восемь.

VI. Погружение в тему.

Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир сказки, в котором нас ожидает много нового, необычного и интересного.

Как вы считаете, что такое уж необычное может нас ожидать впереди?

Дети высказывают свое мнение, что раз мы попадем в мир сказки, то фигурки животных можно выполнять самыми различными цветами красок. Они могут быть одеты в одежду, кататься на лыжах, собирать цветы и т.д. Следует отметить, что в гости каждому из вас сегодня придет изображение только одного животного.

Раз мы с вами будем рисовать всего лишь одну фигурку животного, а не целый зоопарк, то, как вы считаете, дети, как нам лучше всего расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально? И почему?

Для этого учитель предлагает ребятам закрыть глаза и представить фигурку животного в вертикальном и одновременно горизонтальном листе.

Учитель задает детям вопросы:

  • Как вы считаете, сколько изображений животных поместится в горизонтальном листочке? – несколько. А если мы нарисуем в горизонтальном листе бумаги только одного животного, то по бокам будет слишком много пустого места и оно просто потеряется на листе, в этом случае, чтобы этого не произошло, придется просто дополнять композицию другими элементами.
  • А в вертикальном листе – только одно.

Вывод: Лучше выбрать вертикальный формат листа бумаги, потому что как уже сказали, мы будем рисовать фигурку всего лишь одного животного, оно у нас главное. И в этом формате листа нашему рисунку будет удобнее, а если выполнить его в горизонтальном листе бумаги, то наше животное просто заскучает.

Кстати, прежде чем мы приступим к работе, следует сказать, что путь нам предстоит нелегкий, далекий. Время бежит быстро. Поэтому, я предлагаю, немного размяться перед предстоящим путешествием в мир сказки. Учитель предлагает встать и повторять упражнение за ним.

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так.
Ноги вместе, руки на поясе.
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так,
Мы тоже можем так.

Дети наклоняют голову к правому плечу, потом к левому, как часики.

Ну, а теперь, когда мы отдохнули – в путь!

Ребята! Перед вами стоит задача:

  1. без применения карандаша – одной кистью выполнить изображение любого животного из прочитанных загадок.
  2. на фоне могут появиться любые детали.
  3. главное условие – работа выполняется на листах, заранее затонированных цветом.

Педагог обращает внимание детей на то, что раз сегодня мы попали с вами в мир сказки, то и листы, на которых нам предстоит работать тоже необычные. Они цветные! Мы будем работать гуашью на листах, предварительно затонированных тушью. Такие листы хороши тем, что при работе гуашью тушь не смешивается с краской. Рисунок выполняем сразу кистью, без предварительного эскиза. Работаем легко, без нажима. При работе кистью держим ее как ручку, ближе к железной части. Вопрос, почему? Отвечаю. Мы с вами знаем, что красками пишут, а не рисуют и живопись в переводе означает – пишу жизнь. В таком случае наша кисть на уроке изобразительного искусства выступает в роле ручки. А как вы держите ручку, когда пишете на уроках и почему? Если при письме в тетради вы держите ручку ближе к ее концу, то ваш почерк изменится, станет корявым и некрасивым. То же самое случится и с нашей кистью, если мы будем держать ее ближе к концу черенка. Наш изобразительный почерк изменится, и поменяется отнюдь не в лучшую сторону.

После ответов учащимися на поставленные вопросы, учитель делает показательный рисунок, повторяя вкратце рассуждения, показывает этапы выполнения работы над рисунком.

VII. Помощь учителя.

Этапы выполнения изображения животного:

1. Определяем точками – помощниками величину изображения животного.

  • Для этого от нижнего края листа отступаем расстояние на величину одной ладони и ставим точку.

  • Расстояние от нижнего края листа до точки начала изображения больше, чем от верхнего края листа до точки окончания изображения рисунка животного. (Внизу всегда оставляется расстояние до изображения больше, чем сверху, так как это «вход» в работу и внизу можно еще что – либо нарисовать).

    001.jpg

2. Делим отрезок, определяем величину головы и туловища.

3. Из полученных точек проводим дуги-ладошки:

  • из верхней точки – вниз;
  • из средней точки – вверх и вниз;
  • из нижней точки – вверх;
  • соединяем их между собой;
  • в результате получаем круг и овал – цифру восемь.

4. Приглаживаем, как бы пластилином, овал с кругом. Учитель предлагает детям представить, что они из пластилина слепили два шара – один большой, другой поменьше и поставили шар поменьше на большой шар. Удержатся ли они друг на друге? Нет! А почему? Да потому, что мы не соединили друг с другом. Не пригладили их пластилином между собой. Вспомните, как вы зимой лепите снежную бабу!

5. Следующий этап – это выполнение рисунка передних лап животного. Для этого:

  • Из нижней точки, вправо и влево, выполняем два небольших кружочка (очки).
  • Из нижней точки проводим вверх линию – разделяем правую и левую лапки.
  • Приглаживаем овал-туловище с лапками-кружками.

6. Переходим к выполнению задних лап:

  • Из точек соединения овала-туловища с передними лапками-кружками, выполняем вправо влево капельки-листочки.
  • Капельки-листочки соединяем с овалом-туловищем запятыми.

Мы получили схему изображения любого животного, сидящего прямо на нас!

Некоторые из вас зададут вопрос, как быть, ведь нам предстоит выполнить изображения разных животных: кошки, белки, зайца. Учитель предлагает посмотреть еще раз на представленные рисунки кошки и зайчика, и обращает внимание учащихся на то, что во всех случаях схема выполнения животных одинаковая в обоих случаях – восьмерка. В таком случае, по каким характерным деталям мы можем определить, что перед нами заяц или кошка?

Дети отвечают – у них разные ушки и хвосты.

Учитель: А на какую форму похожи ушки у кошечки?

Дети: На треугольники, на листочки, на крышу у дома.

Учитель: А у зайчика?

Дети: На две вытянутые капельки воды, на бантик у девочки.

Учитель:А на какую форму похожи у них хвостики?

Дети: У зайчика на шарик, на маленькую букву о, а у кошечки на вытянутую капельку, на лис дерева, на иголочку.

 

Запомните следующее правило:

  • Рисунок любого животного, сидящего прямо на нас, выполняется с определения пропорций туловища (цифры восемь), передних и задних лап.
  • Для выполнения различных животных просим на помощь характерные детали: уши, хвост, нос. 

VIII. Практическая работа.

  • Давайте попробуем изобразить наших зверят: зайчонка, бельчонка, котенка.
  • Выберите для работы формат (горизонтальный или вертикальный).
  • Работа ведется без применения карандаша, сразу кистью (охрой, так как ее легче исправить).
  • Ваши персонажи могут быть мальчиками и девочками; принцами и принцессами.
  • Действие может происходить зимой или летом, осенью или весной; утром или вечером.
  • Детали – нос, рот, глаза, усы и т.д., выполняются лишь после того, как вся работа будет взята в цвете

Выбор за вами! Только не забывайте, что вначале мы попадаем в царство цветных теней! Поэтому вначале работы берем весь рисунок в цвете, без деталей – глаз, носа, рта. Почему? Представьте, что вы вошли в комнату, в которой не включен свет. Разве вы разглядите, какого цвета глаза, улыбается или хмурится обитатель этой комнаты? Конечно, нет! Так и у нас. Мы вначале входим в рисунок, как в помещение с выключенным светом. Освещение вы включите только в конце работы, и только тогда разглядите – нарисуете нос, глаза, усы и все остальное. Ну и конечно, раз мы находимся в сказочной стране, вы можете одеть своих персонажей в одежду: платье, курточку, штанишки.

Самостоятельная работа.

Выполняется самостоятельная работа. Звучит музыка.

Работа будет более эмоциональной на фоне музыки. Радостное мироощущение от восприятия искусства, от своей работы поможет детям работать и в дальнейшем с большим интересом.

IX. Выставка работ.

В конце занятия проводим мини-выставку работ учащихся. Для этого учитель выключает музыку и акцентирует внимание детей на том, что наше путешествие в сказочную страну, к сожалению, подходит к концу. И сейчас нам предстоит вернуться назад – в наш класс. Единственное, что нам осталось, это только подвести итоги. Педагог предлагает учащимся развесить свои работы на доске с помощью магнитов. Приложение 4.

X. Эстетическая оценка работ.

Игра. Учимся быть художниками и зрителями. Пусть дети одного ряда будут художниками, другого – зрителями.

Команда зрителей внимательно рассмотрят представленные композиции и, по своему выбору, закончат любую фразу:

  • Я увидел что…
  • Мне понравились работы за то, что…
  • Зверята получились….
  • Юные художники в выполнение фигуры животного использовали…

Команда же художников по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задание…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

Одновременно учитель обращает внимание детей на то, какие у всех получились интересные, сказочные, необычные, яркие работы! И хотя многие из вас рисовали одинаковых персонажей, они у всех получились абсолютно разные. Как разные и все мы с вами! Вы успешно справились с этим заданием. Молодцы, ребята! Так держать!

Я думаю, что все вы прекрасные юные художники!

XI. Домашнее задание.

  1. Дома поискать в открытках, репродукциях изображения различных животных.
  2. Присмотреться к животным, их состояниям.
  3. Попробовать по желанию, нарисовать их, используя схему изображения животных.
  4. Найти изображения животных в выразительной позе.


Нарисуй своего четвероногого друга         

Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроке методов проблемного обучения позволяет говорить о формирование на уроках изобразительного искусства креативности у детей младшего школьного возраста. Приложение 5-