Классный руководитель и современный подросток

Разделы: Классное руководство


I. Задачи школы по воспитанию подростка

  • создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;
  • целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания;
  • своевременное выявление неблагополучных семей;
  • формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками "группы риска";
  • создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков;
  • недопущение немотивированного исключения детей из школы;
  • совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией;
  • работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями;
  • развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
  • организация оздоровительных мероприятий для подростков;
  • развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;
  • организация досуговой деятельности подростков;
  • нравственное воспитание;
  • профориентация и трудовое устройство;
  • пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;
  • оказание социальной помощи семьям.

II. Функции классного руководителя

Организаторская:

Организует все воспитательные мероприятия, взаимодействие всех членов классного коллектива. Особенно активно эта функция проявляется на этапе реализации плана воспитательной работы.

Координационная:

Координирует действия детей, учителей, работающих в данном классе, осуществляет связь с окружающим социумом. Главные качества классного руководителя, необходимые для осуществления данной функции, это энтузиазм и способность воодушевлять и мотивировать работу коллег. Классный руководитель должен быть ориентирован не на достижение цели любой ценой, а на эффективность работы всей команды. Нужно создать педагогическую команду своего класса, изучить углубленно каждого ребенка, выработать совместную стратегию, рекомендации и следить за тем, чтобы все педагоги учитывали выработанные рекомендации.

Воспитательная:

Классный руководитель осуществляет воспитание, формирование и развитие качеств личности ребят, присущих ученику, как члену коллектива, члену семьи, гражданину России, гражданину мира, творческой личности, индивидуальности.

Стимулирующая:

Стимулирует активную деятельность детского коллектива, родителей, общественности, используя для этого различные формы поощрения: грамоты, благодарственные письма, сувениры, туристические поездки и т.д.)

Работа с документами:

Классный руководитель отвечает за правильность, своевременность, аккуратность, регулярность оформления и ведения всей документации (классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся, дневники классного руководителя.

Презентация.

III. Особенности подросткового возраста - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-18 лет - периода, когда человек входит во "взрослую жизнь".

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего "Я" и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.