Урок русской национальной культуры "Дорогой Антон Павлович…", посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Урок посвящен 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Цели:

  • Дать представление о дружеских и творческих связях Чехова, Левитана и Чайковского.
  • Научить учащихся анализировать, сопоставлять произведения разных видов искусства.
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели.

II. Вступительное слово учителя. В Антоне Павловиче Чехове гениальный художник соединился с замечательной личностью. Он обладал бесценным человеческим свойством - он умел любить людей. На московской квартире, в Мелихове, на ялтинской даче всегда обитало множество людей: писателей, художников, актеров, музыкантов. Чехов был удивительно гостеприимным и дружелюбным человеком. Он постоянно заботился о знакомых и незнакомых, хлопотал о больных, подыскивал работу, кого-то устраивал на учебу, помогал кому-то деньгами.

Люди, которые соприкасались с Антоном Павловичем ощущали высокое благородство его натуры, тянулись к нему, общение с ним оставило у многих благодарный след. Сегодня мы поговорим о дружеских и творческих связях Чехова с его современниками: художником Левитаном и композитором Чайковским. Это 3 корифея русской культуры.

III. Чехов и Чайковский - сообщение ученика.

В 80-ые годы 19 века Чехов жил в Москве и учился в университете. Тогда он и познакомился с операми Чайковского, они успешно шли на сцене московских театров. В семье Чехова произведения Чайковского были очень популярны. Сам Антон Павлович любил романсы Чайковского, любимой оперой была опера "Евгений Онегин". А встреча Чехова и Чайковского произошла в декабре 1988г. в Петербурге на вечере у Модеста Ильича (брата композитора). Чехова поразила простота и скромность Петра Ильича. К этому времени композитор был известен. "Он хороший человек и не похож на полубога", - так пишет Чехов своему брату. Чехов решает посвятить Чайковскому свою книгу рассказов.

Слайд №1. Книга рассказов.

12 октября 1889 года Антон Павлович обратился к композитору с просьбой разрешить посвящение и 14 октября Петр Ильич пришел в дом на Садово-Кудринской, чтобы поблагодарить писателя. На книге написано Чеховым: "от будущего либреттиста". Чайковский собирался написать оперу по повести Лермонтова "Бэла": А либретто (словесный текст музыкального произведения) должен был написать Чехов. После ухода Чайковского посыльный передал Чехову конверт, в котором было письмо: "Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посланному Вашу. Достаточно ли я выразил Вам свою благодарность за посвящение? Я глубоко тронут Вашим вниманием".

Слайд №2. Фотография Чайковского.

Чехов в этот же день отправил свою фотографию.

Слайд №3. Фотография Чехова.

Чехов писал: "Посылаю Вами фотографию и книгу. Я послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне". Позднее чехов так выразит свое отношение к любимому композитору: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич.

IV. Сообщение ученика. Чехов и Левитан. Слайд №4.

Слайд №5. В 1885г. Чехов поселился в Бабкине, недалеко от Москвы. Живописная усадьба была расположена на высоком берегу реки Истры. Оттуда открывался вид на зеленую долину извилистой реки, луга, поля. Здесь с Чеховым поселился его друг - художник И.Левитан. "Мой друг Левитан чуть не сошел с ума от восторга от этого богатства материалов", - так пишет Чехов в письме брату.

Слайд №6. И.Левитан "Сумерки. Стога". Сообщение ученика.

За полгода до смерти, уже больной Левитан нашел в себе силы для поездки в Ялту, чтобы навестить старого друга Антона Павловича Чехова, медленно угасающего от чахотки. Писателю Левитан отправил телеграмму: "Сегодня жди знаменитого академика". Звание академика Левитан получил примерно за год до этого. По свидетельству одного из биографов, чтобы доставить удовольствие другу, Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Один из вариантов этого пейзажа превратился впоследствии в декоративное панно, которое было вставлено в камин ялтинской дачи Чехова. Это был последний подарок Левитана лучшему другу.

Слайд№7. "Осенний день. Сокольники". Сообщение ученика.

"Осенний день. Сокольники" - одна из первых работ Левитана. В это время Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Особенность левитановских картин в том, что на них нет людей. А на этой картине мы видим молодую женщину в черном, которая идет по опавшей листве парка в Сокольниках. Фигуру женщины в этой картине написал Николай Чехов, брат Антона Павловича, так что эта картина тоже связана с имением А.П.Чехова.

V. Слово учителя. В первой части нашего урока мы говорили о дружеских, человеческих связях Чехова, Левитана и Чайковского. Во второй части урока мы проследим их творческое родство, обратимся к излюбленной теме художников, поэтов, теме весны и выясним, как каждый из художников изображает приход весны.

Слайд №8. И.Левитан. "Март".

Картины Левитана называют "картинами настроения".

  1. Какое настроение у зрителя создает эта картина?
  2. Какими художественными средствами Левитан показал приход весны?

А теперь посмотрим, как в музыкальном произведении звучит тема весны.

П.Чайковский "Времена года". Март.

Вопросы:

1) Какие признаки весны вы услышали?

2) Какое чувство у вас появляется, когда вы слушаете эту музыкальную пьесу?

Слайд №9. А.П.Чехов. Отрывок из рассказов "Весной".

Весной.

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но кругом все весело, ласково и приветливо! Воздух ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой и лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу.

Вопросы:

1) На какие приметы весны обращает наше внимание Чехов?

2) С каким состоянием человека Чехов сравнивает наступление весны?

3) С помощью каких слов Чехов передает постоянное изменение состояния природы?

4) Чем отличается это описание весны от живописного полотна?

5) Что общего в изображении весны Чехова и Чайковского?

6) Что объединяет все эти 3 произведения?

7) Какое время года вы любите?

8) За что вы любите весну?

Вывод. В весне всегда таится надежда на тепло, хорошее лето, на счастье. За это предвестия мы и любим весну.

Презентация.