Разработка урока русского языка для 3-го класса "Глагол как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Тип урока – открытие новых знаний.

Урок построен как путешествие в страну Глаголов. Учитель перед уроком раздает брошюры для каждого ученика, так называемые «путеводители», которые заполняются в течение урока. Они представляют собой необходимые «опоры» по теме «Глагол», которые могут использоваться на последующих уроках при отработке навыков нахождения глаголов в тексте.
На уроке предусмотрены разные формы работы – как индивидуальная, так и групповая.
Компьютерная презентация используется в течение всего урока: от организационного момента до записи домашнего задания.

Цель: ознакомление учащихся с частью речи глаголом.

Задачи:

  • Образовательные: повторить знания о правописании изученных орфограмм, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи, учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы.
  • Развивающие:развивать зрительную память, устную и письменную речь, умения работать в группе.
  • Воспитательные: формировать потребность писать грамотно, воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля и самооценки, учить ставить цель своей деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:

  • для учителя: мультипроектор, программа Power Point, карточки для работы в группах;
  • для учащихся: учебник, тетрадь, фломастеры, пенал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приложение 1. Слайд 1

 

 

 

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

2 Повторение

Слайд 6

 

 

 

 

Слайд 12

Слайд 13

3. Постановка проблемы

 

Слайд 14

 

 

 

Слайд 15

Слайд 16

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

Слайд 18
Слайд 19

Слайд 20

 

4. Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21

Слайд 22

Рефлексия

 

 

Домашнее задание

Слайд 23
Слайд 24

– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.
– Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие, где нас ждут приключения.

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте поднимим парус –
И сразу в океан.
Ведь и для нас осталось еще не мало стран
пока что неоткрытых или давно забытых.
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала.

– А кто нам помогает бороздить Океан Знаний и открывать новые знания по русскому языку? (Афанасий)
Афанасий сейчас в гостях у своего нового знакомого и хочет вас с ним познакомить. Путь в страну нового друга Афанасия лежит через Океан Знаний.
– Скажите, что нужно взять с собой, отправляясь в путешествие? (Карту)

– Вот она. Но на ней не хватает одной части. Пираты захватили ее, чтобы самим добраться до новых земель. Как быть? (Нужно восстановить карту) Что нам в этом поможет?(Наши знания)
– От каждого из вас зависит успех общего дела. Будьте активны, работайте дружно и мы достигнем цели. Какую цель поставим на первом этапе урока? (Восстановить карту)
– Часть картыу пиратов. Как ее заполучить? (Вызвать на интеллектуальный бой)
– Правильно, победить пиратов, хозяйничающих в Океане Знаний можно только своими знаниями.

Афанасий прислал нам записку с описанием маршрута. Вот она. Прочитайте, постарайтесь запомнить ориентиры. Цель – грамотно записать все слова-ориентиры, с соблюдением всех правил каллиграфии и соединения букв.
ГОРА – ГОРЫ (безударная гласная в корне, проверяемая ударением) слайд6
ЛЕВ – ЛЬВЫ (парная согласная на конце слова) слайд 7
АЛЛЕЯ (удвоенная согласная) слайд 8
ГОЛУБЬ – ГОЛУБИ (парная согласная и мягкий знак –показатель мягкости) слайд 9
ОБЛАКО ( безударная гласная, непроверяемая ударением, словарное слово, написание которого надо запомнить) слайд 10
ЛЕСТНИЦА ( непроизносимая согласная, написание которой надо запомнить) слайд 11

– Вы справились с первым заданием и доказали свое право на обладание недостающей части карты.
– Карта восстановлена. Но на карте отсутствует название страны. Оно зашифровано в словах, которые вы записали.
– Морские волны омывают берега этой страны.
Г л а г о л
– Почему мы оказались в этой стране?
– Посмотрите на предложения: Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало землю покрывало.
Что интересного заметили? Почему одинаковые слова употреблены в предложении.
– Чему мы с вами должны научиться? Какую цель перед собой поставим? (Научиться определять глаголы среди других частей речи)
– Мы благополучно добрались до Страны Глаголов, где нас встречают Афанасий и Дядюшка Глагол.
– Возьмите на столах листок с отрывком из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол». Прочтите этот отрывок.(Приложение 2)
– О чем этот рассказ?
– С кем познакомился Женька?
– Как догадались? Какие слова подсказали?
– Почему этот человек показался ему чудным?
– Вот таким увидел Женька этого человека.
– Чем он отличался от других жителей – частей речи?
– Каким он называл свой характер?
– Ребята давайте назовем, что Дядюшка Глагол может делать одновременно (читает, рисует, катается, бегает, несет, играет)
– Что означает красивое слово «глагол»?
– Совет от Афанасия (упр. 346, стр. 92)

ГЛАГОЛЫ

  • обозначают….
  • отвечают на вопросы…
  • от старославянских слов…
  • используются для…

– Как теперь ответите на вопрос?
– По каким грамматическим признакам узнаем глагол?
– Какой алгоритм выведем?

  • Ставить вопрос
  • Вдумываться в значение

Проверим! Поиграй-ка (10 слов)
Вытирал подметал заливал самосвал носил повредил крокодил обжег флажок дружок

+ + + – + + – –

– Докажите свой выбор! (Имена существительные)
– Как находили? Что помогало?

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

– Какие действия мы выполняли?
– Попробуйте теперь выписать глаголы из упр. 347
Вот вам новое задание.
– Расположите глаголы в порядке усиления действия. Подберите к каждому глаголу имя существительное и составьте предложение.
Обговорим важное условие нашей успешной работы – посоветуйтесь, какие правила работы необходимо выполнять в группе, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Бежать, нестись, лететь, мчаться, гнаться.

– Выберите 1 человека, который будет представлять результаты работы в группе.
– Команда, рапортуйте о готовности!

– Молодцы! Я вижу, вы подружились с глаголами.
– Расскажите все, что вы знаете о глаголах по плану.
– Прочитайте определение глагола в учебнике на стр.93
– Давайте поблагодарим Дядюшку Глагола за помощь в открытии новых знаний. Нам пора собираться в обратный путь.
– Подумайте, как бы вы продолжили предложение « Сегодня на уроке я...» (Какую цель вы достигли, чему научились и т.д.)
– Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
– С каким настроением вы пришли к концу урока?
Как оцениваете свою деятельность?
– Как оцениваете деятельность своих одноклассников?

– Выучить определение
№1 стр.103
Если вам интересны приключения Дядюшки Глагола, то можете обратиться к веселым учебникам Татьяны Рик.
– Спасибо за урок!