Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Праздник каждый день"

Разделы: Внеклассная работа


Праздник - это ожидание чуда,
а чудеса надо делать своими руками:
А. Грин

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы:

Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Космос" "ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ" муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики и физики №4 города Георгиевска Ставропольского края.

Заказчик программы: МБОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики №4

Исполнители: Педагогический коллектив МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики № 4 г. Георгиевска

Основание для разработки программы:

  • Закон РФ "Об образовании" - ст. 50, 51;
  • Закон РФ "О защите прав ребенка" - ст. 10, 11, 12;
  • Региональная программа организации летнего отдыха;
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г;
  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г;
  • Программа "Дети России",

Контроль за исполнением программы

Возлагается на директора МБОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики № 4 г. Георгиевска

Ожидаемые результаты:

  • Общее оздоровление детей.
  • Развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом.
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
  • Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков.
  • Творческий рост детей.
  • Максимальная ступень самореализации каждого.
  • Творческий рост педагогов.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Название лагеря: пришкольный оздоровительный лагерь "Космос".

Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.

Профиль лагеря: комплексный.

Полное название: пришкольный оздоровительный лагерь "Космос" оздоровительного и воспитательного направления с профильными отрядами военно-патриотического и спортивного направления.

Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников

Кадры: педагоги МОУ СОШ №4, музыкальный работник, физкультурный работник, медицинский работник, психолог.

Название проводящей организации: МБОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики №4.

Возраст участников: 6 - 15 лет.

Источник финансирования: фонд социального страхования, местный бюджет администрации, родительская плата.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.

Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул.. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого и физического развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет туристско-краеведческая, спортивная, экологическая, трудовая деятельность. Все эти направления работы лагеря должны иметь познавательный характер. Их следует ориентировать на общественно-полезные практические дела.

Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны не оглуплять подростков, делая их сознание примитивным, а побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ура! У нас каникулы. Здравствуй. Яркое, звонкое лето. Наступает самое продолжительное время отдыха.

Лето для детей - это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.

Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача - помочь им в этом.

Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: "Праздник - это ожидание чуда, а "чудеса надо делать своими руками". (А. Грин).

Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа пришкольного оздоровительного лагеря "Космос" "Праздник - каждый день".

Толковый словарь дает несколько определений слову "праздник":

  • это день событий;
  • это день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического гражданского события;
  • это официально установленный день отдыха;
  • веселье, бал;
  • день массовых игровых развлечений;
  • счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным приятным событием, удачей;
  • испытание от чего-нибудь наслаждения, источник наслаждения.

Во-первых, праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится на летнее время: религиозные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник. Разнообразие принцип детской жизни.

Во-вторых, праздники это широкое поле для всестороннего развития личности.

В-третьих, праздник должен способствовать развитию эмоций у детей.

В-четвертых, праздник предполагает участие всех! Праздник - это сотни творческих ролей, заданий без исключения всем ребятам.

Многие добрые традиции наших предков преданы забвению - неплохо возродить их. А почему бы это не сделать в лагере. Это так интересно устраивать праздник из буден, был бы только повод! Но уж праздничный день сделать веселым, по-настоящему радостным - наша задача! Пусть праздник видится ребятам солнечным, ярким, радостным, переполненным самыми невероятными чудесами.

Цель программы: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина-патриота.

Задачи:

1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.

5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.

6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.

7. Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества.

8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

9. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.

10. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;

2. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3. Культуросообразность воспитания:

- учет национального своеобразия;

- опора в воспитании на национальные особенности;

- изучение и освоение культуры народа;

- изучение и активное использование национально-этнической обрядности;

4. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- самоуправление в сфере досуга;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

5. Дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности;

6. Средовый подход к воспитанию:

- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды;

7. Принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Материально-технические условия предусматривают:

а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, родительская плата, спонсорская помощь;

б) игровые с набором настольных игр, спортивного инвентаря, спальные комнаты, столовая, помещение, приспособленное для актового зала, спортивного зала, стадион, библиотека, игровая площадка.

2. Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

- Начальник лагеря - обеспечивает функционирование лагеря;

- Воспитатели - организовывают работу отрядов;

- Вожатые - помощники воспитателей;

- Физкультурный работник - организует спортивно-оздоровительную работу;

- Музыкальный работник - организует музыкально-досуговые мероприятия;

- Педагог дополнительного образования - ведет кружковую работу.

3. Педагогические условия.

- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;

- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;

- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

4. Методические условия предусматривают:

- наличие необходимой документации, программы, плана;

- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Лагерь работает по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, экологическое, краеведческое, трудовое, гражданско-патриотическое. Особо выделяется работа профильных спортивного и военно-патриотического отрядов. Но общими для всех отрядов стали тематические дни:

  • День Защиты Детей;
  • День Молодежи;
  • День независимости России;
  • День Памяти (начало ВОВ);
  • Всемирный День защиты окружающей среды;
  • Экологический праздник;
  • День ПДД;
  • Пушкинский День в лагере;
  • День здоровья;
  • День Медика;
  • День ГО;
  • День творчества

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

1. Подготовительный (май):

- Подбор кадров;

- Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;

- Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;

- Подготовка методических материалов;

- Подготовка материально-технической базы;

2. Организационный этап:

- Формирование отрядов;

- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;

- Оформление уголков отрядов;

3. Основной этап:

- Работа спортивного отряда по плану;

- Работа военно-патриотического отряда по плану;

- Трудовые дела по плану;

- Досуговые мероприятия;

- Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.

4. Заключительный этап :

- Закрытие смены;

- Обобщение итогов деятельности;

- Сбор отчетного материала;

- Выпуск фотодневника лагеря.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ В ЛАГЕРЕ

  • Лагерь - наш дом, мы - хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
  • Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
  • Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
  • Игра - это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа не претендует на полное и всестороннее решение вопросов, которые в ней представлены. Она ориентирована на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в воспитании и, следовательно, на создание условий для организации досуговой деятельности детей в летний период.