Урок русского языка в 9-м классе "Текст как речевое произведение. Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • формировать навыки работы с текстом;
  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся, их аналитические и творческие способности, эмоциональную и интеллектуальную сферы личности.

Оборудование: текст Ю.Яковлева, план комплексного анализа текста, алгоритм выполнения задания С 2.2 (один экземпляр у каждого ученика).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы девятиклассники, и в этом году будете сдавать госэкзамены.

По русскому языку разработана новая форма ГИА. Она состоит из III частей, которые связаны между собой общей тематической направленностью.

Приложение №1. ГИА. Русский язык 9 класс. 2011-2012

Изучение русского языка – это не только процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений, но и процесс речевого, речемыслительного и духовного вашего развития. Поэтому в ваш экзамен включены творческие задания (мотивация).

А средством развития вашей языковой и коммуникативной компетенций и является комплексный анализ текста

II. Цели и задачи урока.

(Прежде чем начать работу с текстом, определим, что мы должны знать и уметь. Попробуйте сформулировать цели и задачи вашей предстоящей работы).

1) Знать, что такое текст, каковы его признаки;

2) определять тему, основную мысль текста;

3) выделять микротемы текста;

4) знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение);

5) устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка;

6) учиться создавать собственные тексты типа речи рассуждения с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.

Приложение №2. Каждый из вас должен понять, чему научится в процессе работы, чтобы в конечном результате создать по тексту самостоятельно своё речевое произведение, что позволит успешно в будущем сдать экзамены.

III Комплексный анализ текста.

1. Что такое текст? И каковы его признаки?

Текст - самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности

Создать самим текст сложно, а анализ текста как готового продукта речи позволяет увидеть динамику речевой деятельности, проследить процесс формирования мысли автора.

Значит, текст и будет объектом нашего исследования.

2. Работа над текстом Юрия Яковлева.

1) Знакомы ли вы с творчеством Юрия Яковлева?

2) Чтение сообщения об авторе.

3) Чтение текста “учителем”

4) Определить тему текста.

Приложение №3. Способы определения темы текста.

  1. Заглавие;
  2. Начало текста;
  3. Ключевые слова, ключевые эпизоды;
  4. Поступки и размышления героев (автора);
  5. Какова его основная мысль? О чем заставляет нас задуматься этот текст? (44, 45, 48)

Приложение №4. Что помогает сформулировать идею текста?

  1. Общая тональность звучания текста;
  2. Настроение, которое вызывает прочтение текста;
  3. Отношение автора к событиям, героям;
  4. Наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
  5. Определить микротемы текста, композиционные элементы текста (вступление, основная часть, заключение).
  6. Задание А1.
  7. Определить, какие типы речи представлены в данном тексте

Приложение №5. Типы речи.

  1. Повествование - это сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях.
  2. Описание - это словесная картина ,в которой описываются признаки предметов, явлений…
  3. Рассуждение - аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания- поставленные проблемы и пути их решения.
  • К какому стилю речи вы отнесете данный отрывок?

Художественный. Рассказ “Мама”.

Как правило, в художественном тексте используются различные функционально смысловые типы речи.

Приложение №6. Контаминированный (латинск; соприкосновение, смешение)текст.

Текст, в котором используются различные функционально-смысловые типы речи.

  • Какую функцию художественного стиля реализует Ю.Яковлев в данном тексте? (эмоциональное воздействие на читателя).

Я надеюсь этот текст глубоко тронул ваши детские души.

Да и нас взрослых не оставил равнодушными…

(Учитель читает отрывок из стихотворения Сергея Острового)

  • Какие особенности художественного стиля помогли автору эмоционально воздействовать на читателя ?

а) Выражено авторское отношение к поставленной проблеме. Его сопричастность (35-42) (Моя мама, мама жива. Она всегда есть. Я слышу её голос).

б) Обращение к читателю (Помни. Не причиняй ей страданий. Береги её).

в) Внутренний диалог.

г) Наличие художественных средств (троп и фигур речи), которые создают

  • Какие художественные средства использует автор?

(Специфику художественного стиля составляет образность. Образность текста, его эмоционально-экспрессивная тональность усиливается метафорами, сравнениями, олицетворениями… Одним словом, средствами художественной выразительности).

а) Лексические повторы: мама, моя мама…

б) Метафоры: видеть, открывать мир, увидел чудо (А3).

в) Эпитеты: озабоченная и радостная, спокойная и печальная (мама), знакомый и родной (голос)

г) Олицетворение: любовь проходит.

д) Перифраза: крохотный пушистый комочек, белая звёздочка (снежинка).

е) Анафора: 12, 13.

ё) Предложение 11. С какой целью автор выбрал… (Чтобы представить возможность читателям подумать, поразмышлять).

Это умолчание – выразительное средство речи.

IV Сочинение-рассуждение С2.2

1) Подумать поразмышлять вам необходимо над заданием С2.2.

Читаем последний абзац текста (46-48)

2) Задание С2.2. Объясните ,как вы понимаете смысл последнего предложения текста: “Родина для каждого из нас начинается с мамы”.

3) Приложение №7

Структура сочинения - рассуждения

4) Приложение №8

Алгоритм выполнения задания С2.2

(Есть у каждого ученика)

5) Какие в вопросе два ключевых слова ?

а) Родина-мама = они для человека составляют единство

Родина-мать – умей за неё постоять!

б) Берегите своих матерей ! Настоящая мать человеку даётся однажды! (С момента его рождения, и Родина у человека- одна).

Нам больно читать строки о гибели мамы Юрия Яковлева.

Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Война, шли защищать родину).

Нет матери, но есть родина, родная земля, а родная земля -и в горсти мила.

V. Проверочная работа. Работа в парах.

Цель: проверить на данном этапе знания и умения, определяющие уровень языковой и лингвистической компетенции.

Задания части I (А 5,6), задания части II (Б)

VI. Итог урока. Заключительное слово учителя.

Результаты нашей деятельности.

Решили все задачи, которые перед нами стояли.

Через анализ авторского текста получили хорошие навыки для собственного текста, для выполнения задания С 2.2.

Тема и идеи текста заставили нас обратить внимание на отношение к маме.

Мама, родина.

Изучение родного языка, в частности, анализ текста позволяет применять полученные знания на других уроках (литература, ин.яз.)

VII. Домашнее задание:

Написать сочинение рассуждение (С 2.2).

Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: “Родина для каждого из нас начинается с мамы”.

Приложение №9. Высказывание Д.С. Лихачева о языке.