Воспитание толерантности через подготовку и проведение классных мероприятий о дружбе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Дружба, друзья... Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе идет активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.Дети не умеют между собой общаться, дружить, понимать друг друга, они редко ходят в гости друг к другу, т.к. компьютер, телевизор забирает общение.

Актуальность проблемы очевидна: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения
На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности  актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между 20-30 детьми, пришедшими  из  разных  микросоциумов,  с  разным  жизненным опытом  и  с несформированностью  коммуникативной   деятельности.  
Дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Они часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.

Поэтому одна из целей моей воспитательной работы – это способствовать формированию сотрудничества, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

  • Работать над формированием позитивных межличностных отношений в классе.
  • Создать условия для воспитания толерантности
  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Основными принципами работы являются:

  • добровольность;
  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
  • системность;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Я повседневно работаю над решением поставленных задач. Но особо хочу остановиться на внеклассных мероприятиях, где при подготовке охвачены все учащиеся. С ними разучиваются стихотворения, песни, сценки.  Ребята самостоятельно отыскивают пословицы и поговорки о дружбе. Дети пишут сочинения о своих друзьях, рисуют рисунки, пишут свои стихи.  Использованный материал подбирается  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Каждое мероприятие проводится в виде праздника с приглашение родителей.
Данный проект рассчитан на 4 года.

План проведения мероприятий:

  1. Организационный момент: постановка целей и задач мероприятия.
  2. Составление плана мероприятия перед его проведением:
  3. Написание сочинений на тему «Мой друг», «Что такое доброта?», которые оформляются в виде газеты, плаката.
  4. Рисование рисунков «Мои друзья», организуется выставка работ, составление альбома.
  5. Чтение книг о дружбе, друзьях. Разбираются поступки героев, дается характеристика положительным и отрицательным сторонам героев.
  6.  Посещение библиотеки. Рассматриваем и изучаем, какие книги входят в эту группу.
  7.  Подбор пословиц и поговорок.
  8.  Проведение родительских собраний.
  9.  Проведение внеклассных мероприятий (не более двух в год, т.к. теряет свою значимость).
  10. Темы проводимых мероприятий:
  11. Беседа о дружбе – 1 класс (Приложение 1)
  12. Путешествие на планету Дружбы – 1 класс (Приложение 2)
  13. Лучшее слово о дружбе – 2 класс (Приложение 3)
  14. Без друзей меня чуть – чуть – 2 класс (Приложение 4)
  15.  Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть – 3 класс (Приложение 5)
  16. Путешествие по океану Дружбы – 3 класс  (Приложение 6)
  17. Дружба – это…  – 4 класс (Приложение 7)
  18. Анализ мероприятия, оформление выставок работ. После проведения мероприятия вся работа оформляется в виде альбома, газет, выставок.
  19. Результативность:

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

На таких мероприятиях необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир и мнение другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Формы проведения мероприятий разнообразные:

  • беседы,
  • праздники,
  • личностно-ориентированные классные часы,
  • игровые тренинги,
  • КТД,
  • игровые и конкурсные программы,
  • викторины,
  • выставки,
  • познавательные игры.

В конце каждого мероприятия на этапе рефлексии дети делятся своим теплом, добротой, хорошим настроением, пожеланиями с товарищем, другом. Стараюсь, чтобы каждый ребенок проявил себя в жизни класса. Нашел друзей в классе, чувствовал себя комфортно.

Моя разработка не только решает задачу развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений, она позволяет учащимся осознать самих себя и свое место в коллективе, раскрывает их творческий потенциал.

Учащиеся всегда проявляют огромный интерес к работе, ведь обсуждается жизненно важная и близкая тема, которая волнует каждого, заставляет думать, радоваться.