Дуэль как явление русской жизни XIX веке

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Слайд №1

Цели:

  1. Формировать представление о дуэли как о явлении русской жизни, о истории возникновения дуэлей, о правилах проведения дуэлей.
  2. развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. воспитывать чувство ответственности, нетерпимость к унижению, несправедливости, умение отстаивать свое мнение, защищать честь близких людей.

Оборудование:

  1. Репродукции:«А.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» Художник Н.П. Ульянов; «Наталья Николаевна Пушкина» Художник А.П. Брюллов; «Дуэль Пушкина с Дантесом» Художник А.А. Наумов;«Дуэль Онегина с Ленским» Художник И.Е. Репин.
  2. Презентация «Дуэль как явление русской жизни XIX века»
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ход урока

И: Сегодня на уроке мы будем говорить о дуэли как о явлении русской жизни XIX века, о традиции проведения дуэлей, целях, правилах русской дуэли.

Л:

  1. Еще раз вернемся к трагическим событиям января 1837г, когда состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом.
  2. Мы обратим внимание на изображение дуэли в произведениях А.С. Пушкина.
  3. Ответим на вопрос: Чем была дуэль в XIX веке: жестоким убийством или честным поединком? Слайд №2

И: История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». Слайд №3

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе); Слайд №4
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); Слайд №5
  3. средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки); Слайд №6
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению Слайд №7

Л: Поясним для себя значение некоторых слов, связанных с темой нашего урока: Слайд №8

дуэлянт - участник дуэли;

секундант – посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель;

картель – письмо с вызовом на дуэль;

сатисфакция - удовлетворение за оскорбление чести;

бретёр – задира, скандалист, забияка, заядлый дуэлянт

И:Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и по большей части намного кровавей и изощренней.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Петр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей в России жестокими законами против них. Слайд №9. Петровский Воинский устав 1715 года, называвшийся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашал: «Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

Поэтому в России дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением.

Л: Вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам».

И: Однако дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. Русский дворянин XVIII – начала XIX века жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Стимулом подчинения был страх перед карой, настигающей ослушника. Но в то же время как дворянин, человек сословия, он подчинялся законам чести. Стимулом подчинения здесь выступает стыд.

Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Л.Г. Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому». Слайд №10

Опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление. Сам оскорбленный должен решить (правильное решение свидетельствует о степени его владения законами чести): является ли бесчестие настолько незначительным, что для его снятия достаточно демонстрации бесстрашия – показа готовности к бою (примирение возможно после вызова и его принятия – принимая вызов, оскорбитель тем самым показывает, что считает противника равным себе и, следовательно, реабилитирует его честь) или знакового изображения боя (примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений с какой-либо стороны). Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим – не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры. Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретёром.

Л: Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину. В кишиневский период Пушкин оказался в обидном для себя положении штатского молодого человека в окружении людей в офицерских мундирах, уже доказавших на войне свое несомненное мужество. Так объясняется преувеличенная щепетильность его в этот период в вопросах чести и почти бретерское поведение. Характерный пример – дуэль с подполковником С.Н. Старовым. Вызов поэту был сделан ни кем-либо из младших офицеров, а от их имени командиром полка Старовым, который был на 19 лет старше Пушкина и значительно превосходил его чином. Предполагалось, очевидно, что Пушкин испугается дуэли и пойдет на публичное извинение. Но Пушкин с достоинством принял вызов. Когда съехались на место дуэли, метель с сильным ветром мешала прицелу, противники сделали по первому выстрелу, и оба дали промах; еще по выстрелу, и снова промах; тогда секунданты решительно настояли, чтобы дуэль была отменена. Между стрелявшими не было личной неприязни, а безукоризненность соблюдения ритуала в ходе дуэли вызвала в обоих взаимное уважение. Это однако не мешало вторичному обмену выстрелами и по возможности повторной дуэли. Но через день примирение состоялось быстро.

- Я вас всегда уважал, полковник, и поэтому принял ваше предложение, - сказал Пушкин.

- И хорошо сделали, Александр Сергеевич, - отвечал С.Н. Старов, - этим Вы еще более увеличили мое уважение к Вам, и я должен сказать по правде, что Вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете.

Эти слова искреннего привета тронули Пушкина, и он кинулся обнимать Старова. Тщательное соблюдение ритуала чести уравняли положение штатского юноши и боевого подполковника, дав им равное право на общественное уважение.

И: Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Л: Судьба мужчины очень сильно зависит от женщины, с которой он связал жизнь. Пушкин и его участь не составляют исключения. 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения на Малой Никитской Пушкин обвенчался с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Ей шел девятнадцатый год. Слайд № 11

Говорили, что первый поэт России женился на первой русской красавице. Во встрече его гения с ее красотой была заложена жизненная катастрофа, потому что их союз заключал в себе нечто абсолютное. Посягнуть на ее честь значило, в его глазах, посягнуть и на честь его Музы.

Наталье Николаевне хотелось веселиться, ей нравились балы, на которых она была первой красавицей. На одном из балов она встретилась с Дантесом. Красивый, рослый, с привлекательной улыбкой Дантес легко играл роль «беспечного доброго малого», но на самом деле был сух, корыстолюбив и расчетлив. Предметом своих домогательств Дантес выбрал жену Пушкина, которая была в зените светских успехов, и начал грубое и настойчивое преследование. Поползли грязные слухи. Слайд №12

Против Пушкина начался настоящий светский заговор. Даже друзьям казалось, что поэт ведет себя неблагоразумно: излишне агрессивен, не склонен к примирению и уступкам. Но Пушкин по-другому не мог, он любил подчеркивать свое 600-летнее дворянство, однако внутренне он был лишен аристократизма. На самом деле это была накопившаяся боль человеческого достоинства, которое не было защищено ничем, кроме гордости и готовности умереть.

Пушкин не был человеком, которого могли победить обстоятельства. Он избрал прямой бой с противником – лицом к лицу, разрывая все путы, которыми так старательно его опутали враги и интриганы. Он принял окончательное решение и отправил страшное по своей оскорбительной сути письмо, отрезавшее возможность примирения и оставлявшее единственный выход – дуэль.

И: Условия дуэли, подписанные секундантами Пушкина и Дантеса, были максимально жестокими (дуэль была рассчитана на смертельный исход).

Слайд №13

  1. Противники становятся на расстоянии 25 шагов друг от друга и 5 шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не позволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своею честью строгое соблюдение изложенных здесь условий. Слайд №14

Отрывок из х-ф «Последняя дуэль Пушкина»

Л: Человек, для которого жизнь дороже, чем честь, видит в гибели только несчастье. Сохранение жизни становится высшей ценностью. Понять Пушкина с этих позиций невозможно. Он стремился к победе и свободе. Победу он получил, защитив свою честь, опозорив и заклеймив Дантеса и Геккерена, которые вынуждены были, окруженные общим презрением, покинуть Россию. А миг высокой свободы ему дала смерть.

Пушкин умирал не побежденным, а победителем. Пушкин не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, прихотей и чужих расчетов. Он вырвал инициативу из рук своих гонителей и повел игру по собственному плану. Быть жертвой не в его нраве. Какой бы шаг он ни сделал в жизни, все шло ему на пользу: и равнодушие родителей, и одна ссылка, и другая, и холера, и даже смерть. Его не повесили и не сослали в Сибирь пожизненно – он погиб как обыкновенный дворянин. Он мужественно принял страшные физические муки и не хотел стонать, чтобы не испугать Наталью Николаевну. Он не стал убийцей, о чем до сих пор жалеют некоторые. Защищая честь женщины, честь семьи, свое достоинство мужа, дворянина и русского поэта, он не убил, а погиб сам. Он отказался от предложенной секундантом Данзасом мести своему убийце: «мир, мир», - сказал он. И в этом была та же логика его судьбы. Человек, внимавший «бога гласу», пробуждавший добрые чувства, не мог умирать со злобой в душе и жаждой мести. Умирал он не как великий поэт, а как великий человек.

И: Суд по поводу дуэли приговорил Дантеса к смертной казни, но постановил ходатайствовать о смягчении этого наказания. Приговор суда был Высочайше утвержден18 марта 1837г: Дантес разжалован в рядовые и на другой день, 19 марта, выслан до границы в сопровождении жандармского унтер-офицера. В так называемом большом свете многие соболезновали не о смерти поэта, а о высылке авантюриста; многие, напротив, были убеждены, что высылкой Николай I хотел спасти жизнь Дантеса, так как среди русской либеральной молодежи могли найтись мстители за Пушкина.

Л: В 6 главе «Евгения Онегина» Пушкин изобразил дуэль между Ленским и Онегиным. Условия этой дуэли, к нашему удивлению, были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было.

Слайд №15

Каковы причины этой дуэли? Случайная ссора – только повод для дуэли, а причина ее гораздо глубже: Ленский с его наивным взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения» Носитель этой силы – Зарецкий

Как автор характеризует секунданта Зарецкого? (4-6 строфы)

Честь, долг, патриотизм – все это недоступно Зарецкому. Он готов снова попасть в плен, чтобы только опять пьянствовать в долг у французского ресторатора! Многочисленные уменья Зарецкого – «весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить» - все эти уменья подлые, гнусные, но они ценятся тем обществом, в котором и Пушкину приходится жить.

Почему О. и Л. не могут примириться? (11строфа)

Начинается дуэль. Кто стреляется – друзья или враги?

28-30 строфы (Зачитать отрывок)

Отношение Пушкина к дуэли Онегина и Ленского. 32строфа (Зачитать отрывок)

Подведение итогов. Обмен мнениями. «Чем была дуэль в XIX веке: жестоким убийством или честным поединком?» Слайд №16

Домашнее задание.

Письменно обосновать свой взгляд на дуэль.