День народного единства

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


В каждой стране есть государственные праздники, которые связаны с важными страницами исторического прошлого. Так и в нашей стране тоже есть такие как, 9 Мая – День Победы, 12 июня – День России.
В декабре 2004 года Дума утвердила праздничный календарь, с которого 4 ноября 2005 года вся страна впервые отмечала новый праздник – день народного единства.
Именно в этот день в 1612 году два русских героя – земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – организовали народное ополчение против польских захватчиков, тем самым положив конец тридцатилетнему периоду, который историки называют Смутным временем.
Инициаторами его учреждения выступили в 2004 году Русская православная церковь и представители крупнейших религий, представленных в России. Центром праздничного действия 4 ноября стал Нижний Новгород. Патриарх Алексий II освятил памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Цели и задачи: развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности  за судьбу своей Родины; прививать интерес к историческому прошлому своей страны.

Оборудование: картины, слайд-презентация,  музыкальное сопровождение, театрализованные костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий.    Добрый день. Сегодня мы поговорим о празднике, который перестал быть интригующей новинкой и окончательно прописался в событийном календаре нашей страны. Это день согласия и примирения. (Приложение, слайд 1)

2-й ведущий.   Вернёмся к истории возникновения этого праздника. (Приложение, слайд 2)

1-й ведущий. В 1996 году, накануне празднования 80-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, президентом страны Ельциным Борисом Николаевичем, был издан Указ, в котором 1997 год был объявлен годом согласия и примирения. Последним пунктом этого указа предусматривается учреждение государственной награды в деле гражданского, межнационального
и религиозного согласия, мирного разрешения  политических, межнациональных и религиозных конфликтов.

2-й ведущий.  До 2004 года День согласия и примирения отмечался 7 ноября. (Приложение, слайд 3)

1-й ведущий.  Нет однозначной оценки событий Октября 1917 года.
Приведём слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: по его словам, 7 ноября «по своей природе не может быть символом согласия и примирения, так как в этот день произошло разделение общества». «События, расколовшие страну в 1917 году, не могут объединить людей в наше время».

2-й ведущий.  В декабре 2004 года Дума утвердила праздничный календарь, с которого 4 ноября 2005 года вся страна впервые отмечала новый праздник – день народного единства. (Приложение, слайд 4)
Именно в этот день в 1612 году два русских героя – земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – организовали народное ополчение против польских захватчиков,  тем самым положив конец тридцатилетнему периоду, который историки называют Смутным временем.
Инициаторами его учреждения выступили в 2004 году Русская православная церковь и представители крупнейших религий, представленных в России. Центром праздничного действия 4 ноября стал Нижний Новгород. Патриарх Алексий II освятил памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

1-й ведущий.  Этот день по праву занимает почётное место среди самых важных дат русской истории, и, несомненно, заслуживает быть отмеченным в календаре, символизирующий единством нации и признанный формировать у миллионов людей важнейшие качества граждан своей страны. (Приложение, слайд 5)

1-й ведущий.  Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя её они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи… (Приложение, слайд 6)

Россия-мать, тебе хвала,
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала. (Приложение, слайд 7)

2-й ведущий.   

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася,
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?

1-й ведущий. 

Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

1-ведущий.  А теперь перенесемся на 400 лет назад, начало 17 века.  (Театральная страничка).   (Приложение, слайд 8)
В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется ученик.

Мальчик (в сторону).

По послушанью в келье этой
Он летопись ведет.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его глубоких дум.

Летописец отрывается от работы и кладет перо.

Мальчик (обращается к летописцу).

О чем, отец, ты летопись ведешь?
Кому обращены твои правдивые сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу
И сильных чаще поминают
За их отвагу, твердость, доброту
(Задумчиво)
Безмолвно как, спокойно все кругом…
Однако предчувствую небесный гром и горе. (Вздыхает)

Мальчик.

Изволишь тяжко  так вздыхать,
О чем печалишься ты, отче?

Летописец.

Средь мирных дел
Грядут лихие времена –
Нас ждет година испытаний

Мальчик. О, кто с тобою согласиться? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотёсов, спешат своё уменье отдать столице…

Летописец. Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, к хаосе земля… (Скорбно). Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа… (Приложение, слайд 9)

Мальчик. Кто ж так прогневал небеса? Ужель Россия в прахе?

Погодь, однако
Летописец
На старости, я словно сызнова живу.
Все как минувшие проходит предо мною:
Да, будут дни крамол,
Но после смут из пепла, из обломков
Россия встанет. Вижу день,
Когда спасителей ее прославят, а распинавших проклянут.

(Приложение, слайд 10)

1-й ведущий.  Вы уже поняли, о чём предсказывал монах-летописец.  Сегодня мы вспомним  вместе с вами о тяжёлом времени для России, когда умирает Фёдор Иванович, сын Ивана Грозного, не оставив наследника престола, этим захотел воспользоваться польский король – Сигизмунд III. О том, что было  пережито нашими предками  в 17 веке, расскажут ребята. (Приложение, слайд 11)

1-й историк.  Говоря  о начале смуты, следует вспомнить о том дне, когда ушел из жизни царь Федор Иванович. С его смертью пресеклась не только династия Рюриковичей, но и кончилась целая эпоха, когда на престол восходили « прирожденные государи».
Никогда ещё на Руси не было подобных событий. Народ приносил присягу то одному правителю, то другому, принимал самое активное участие в утверждении на престоле то одного, то другого претендента: Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Поддерживая самозванцев, русские люди подняли оружие друг против друга. И за всем этим зорко следили давние недруги России – поляки.
Польский король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил войну. Возникла опасность появления на троне польского королевича Владислава.

(Приложение, слайд 12)

Под угрозу была поставлена независимость страны.
Осознание этого факта привело к пробуждению русского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.  
Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать ополчение…

(Приложение, слайд 13)

1-й ведущий. Сценка. (Музыкальный ролик – колокола)

Народ.

– Эко рыдание во всём соборе!
– Да и было от чего!
–  Гибнет, говорят наше государство! Гибнет, говорят вера православная!
–  Мы за веру православную должны до смерти стоять!
–  А кто же прочь?
–  Подожди  малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери святой?

Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин. И ещё, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало – жён, детей своих заложим! Народ. Заложим жён! Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром? Время не ждёт! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо! (Приложение, слайд 14)

Минин. Воля божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скоплённые и трудовые – все, до единого рубля кладу!

Народ  (кладут деньги кто сколько может)

– Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
– Что деньги? Деньга – дело наживное!
– Всё отдадим теперь не до нарядов!
– Вот наши деньги из квасного ряду!
– Из рукавичного!
– От Ярославцев!
– Костромичи собрали – принимайте!
– Стрельцы Колзакова, Баима Сотни!
– Вот праздник, так уж праздник!

Минин. И я смотрю, душа во мне растёт. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и Войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов, как лев зияет, не страшен нам зло хитрый рык его!

2-й ведущий. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившее народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать свою жизнь за брата своего…

1-й ведущий.  Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное –  победили врага, полонившего страну.

2-й ведущий. Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность.

1-й ведущий.. Каждый из нас должен помнить, что нам нужна единая страна, страна, в которой каждый  её гражданин будет чувствовать себя «своим», страна, которую хочется любить и беречь. И, тогда, возможно, именно День народного единения станет первым шагом к достижению этой цели.

О наших предках, людях долга
Могли рассказывать бы долго,
Их славная течет в нас кровь, (Приложение, слайд 15)
Им – наша память и любовь”.

В заключение возьмёмся за руки и вместе произнесём эту речевку:

Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное –  с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Звучит  гимн «Славься».  (Приложение, слайд 16)

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006. Безуглова, Н. «Мир цвета надежды» / Н. Безуглова // Клуб. – 2008. – № 6. – С.27
  2. Дорожкина, Н. Сыны Отечества, освободившие Россию [Литературно-исторический вечер и театрализованная постановка, посвящённая периоду Смутного времени, для учащихся 7-9 классов] / Н.И.Дорожкина // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 9. – С.36-44
  3. Жирнова, Н. Мы вместе! / Наталья Жирнова // Чем развлечь гостей. – 2008. – № 8. – С.36-40
  4. Каменева, В. Во славу Отечества [Устный журнал для учащихся 5-11 классов ко Дню народного единства] / В.И.Каменева // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 8. – С.34-44
  5. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.