Диагностика школьной дезадаптации

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (113 кБ)


Социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром называется школьной дезадаптацией.

Характерное для современной России социальное расслоение приводит к тому, что часто внутри одного класса дети из столь различных семей с трудом находят общий язык, плохо понимают друг друга и не умеют общаться; увеличивается количество детей с задержкой психического развития (ЗПР); увеличивается количество детей, имеющих невротические и серьезные соматические расстройства.

Предпосылки школьной дезадаптации:

  • низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;
  • низкая готовность прийти на помощь другу;
  • плохие отношения со сверстниками;
  • низкие познавательные способности;
  • неадекватная самооценка.

Типы проявлений школьной дезадаптации (ШД):

  • неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
  • постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
  • систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

Одним из доступных методов диагностики школьной дезадаптации является метод наблюдения. Но как и любой метод метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства, преимущества:

  • дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке);
  • в самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными;
  • для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).

Недостатки:

  • требуется очень много времени;
  • результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке (формализации), значит, трудно их сравнивать между собой;
  • крайний субъективизм результатов (психодиагност является в данном случае измерительным инструментом).

Одним из успешных видов наблюдения является карта наблюдения Стотта, состоящий из 16 комплексов симптомов - образцов поведения, симптомокомплексов, предназначенных для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям шко­лы.

Требования при составлении КН: выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка; группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т. е. их классификация; определение взаимоотношений между этими фрагментами.

Карта наблюдения включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту.

Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.

I - НД «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».

II - O «Ослабленность» (астения).

III - У «Уход в себя».

IV - TB « Тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны».

V - HB «Неприятие взрослых».

VI - ТД «Тревога за принятие детьми».

VII - A «Асоциальностъ».

VIII - КД «Конфликтность с детьми».

IX - H «Неусидчивость» или «Неугомонность».

Х - ЭН «Эмоциональные напряжения» или «Эмоциональная незрелость».

XI - HC «Невротические симптомы».

ХII - С «Среда».

ХIII - УР «Умственное развитие».

XIV - CP «Сексуальное развитие».

XV - Б «Болезнь».

XVI - Ф «Физическое развитие».

Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребенка.

Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя.

Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Помимо количественной обработки результатов проводится их качественный анализ.

Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также выделить те синдромы, которые в первую очередь определяют нарушения и преодоление которых должно занимать центральное место в работе с ребенком.

Обработка результатов:

  • Суммируются все баллы по каждому СК.
  • Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели (сумма баллов делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %). Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности.

Ориентировочные критерии (по данным В.А.Мурзенко):

Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов.

Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.

Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников.

Исходный уровень: не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы, демонстрация диссоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от всякого контакта с педагогами, игнорирование необходимости помогать окружающим.

Педагогические ожидания: привить готовность к учебе в отдельных групповых мероприятиях; привить социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях.

Просветительная программа.

Фаза подготовки учебы:

  • снижение требований к школьнику, пока они не будут соответствовать его актуальному уровню;
  • наблюдение за развитием проектов, содействие или подготовка средств работы (планов, чертежей и т. п.);
  • смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», инициирование и содействие индивидуальной работе, развитию интересов;
  • разрешение школьнику посещать уроки только два часа в день, выполнять задания в размере только одной задачи в день.

Принцип: постепенность (самые малые шаги), педагогический ритм, внимание к ручной работе, ориентация на самодеятельность учащегося.

Форма: индивидуальная работа с учащимся.

Средства: словесная информация, рабочая карта, игры и книги.

Стиль: обращен на учащегося.

Воспитательная программа.

Подготовительная групповая фаза:

  • создание товарищеских контактов,
  • сообщения учащихся о собственном опыте и знаниях,
  • ограничения вульгарного стиля разговора,
  • специальные формы поощрения каждого,
  • организация свободного времени в классе,
  • организация помощи каждому члену группы в любое время.

Специальная форма: отдельные педагогические мероприятия, поиск собственного помещения для групповых занятий, проведения досуга и т. п.

Способ: узнавать, упражняться, повторять положительные элементы поведения.

Стиль: преимущественно по-товарищески.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3