Классный час-праздник "Что за чудо – Масленица?!" 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цели:

  1. Изучение истории и традиций русского народного праздника «Масленица».
  2. Знакомство с русским праздничным фольклором, народными играми и забавами.
  3. Знакомство с праздником встречи весны других народов.
  4. Воспитание уважительного отношения к традициям своего народа, а также других народов.
  5. Развитие интереса к народным традициям праздника, стремления к сохранению этих традиций.
  6. Развитие творческих способностей учащихся.
  7. Сплочение коллектива.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей праздника «Масленица», его традициями.
  2. Изучить фольклорные произведения малых жанров, игры, забавы, используемые на празднике.
  3. Познакомить учащихся с традициями празднования праздника весны у других народов.
  4. С помощью групповых и индивидуальных творческих заданий дать возможность учащимся раскрыть их способности.
  5. Способствовать взаимодействию учащихся в группах, учащихся с родителями

Подготовка мероприятия:

  1. Разделение учащихся на 3 группы, выбор помощников-скоморохов, которые будут участвовать в проведении праздника.
  2. Группам дается домашнее задание: подобрать праздничные частушки, приметы, загадки, подготовиться их исполнять.
  3. Заготовка материалов для изготовления куколок (лоскутки ткани, нитки, веточки).
  4. Оформление выставки «Русская Масленица», «Праздник «Встреча весны».
  5. Расстановка в классном помещении: 3 стола для групп учащихся, посередине – свободная площадка.
  6. Оформление помещения в русском народном стиле: на стенах развешаны ручники с вышивкой, фартуки, на столах самовары, посуда с росписью, яркие расшитые скатерти, главное угощение – масленичные блины, чай, сладости. В центре стены – символ Масленицы – Солнце с разноцветными лучами.
  7. Подготовка сладких призов (пряники, конфеты, сушки) для участников игр.
  8. Взаимодействие при подготовке с родителями.
  9. Компьютерная презентация «Русская Масленица».
  10. Видеофильм о чувашской масленице (Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» в рамках городской программы «Толерантность»).
  11. Музыкальное оформление: П.И. Чайковский «Времена года. Февраль», русские народные песни в исполнении казачьего хора «Криница» («Блины», «Подплясочка», «Ой, весна, весна!»), песни в исполнении Н. Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо».
  12. Разучивание с ребятами русской народной песни «Ой, блины, блины, блины», закличек.
  13. Грамоты-блинчики для награждения.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Дети занимают свои места за столами.

Появляются Скоморохи. Музыка затихает.

Скоморох 1: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

Скоморох 2: А чего они сошлись, сами, поди, не знают. Лучше бы дома сидели.

Скоморох 1: Наверное, на блины набежали. Погляди, столы накрыты празднично и блинами пахнет?

Скоморох 2: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь: лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

Скоморох 1: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

Ведущий: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. Февраль да март в России – месяцы переломные. За окном зима еще, да все уж знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, а день уже на прирост пошел. Приближение долгожданной весны по многим приметам узнать можно.

А знаете ли вы такие приметы? (обращается ведущий к ребятам)

Учащиеся каждой команды называют приметы весны. Получают сладости.

Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а как только пригреет солнышко – зазвенят капели, зажурчат ручьи. Радует все чаще пение птиц – вестников весны. Даже петухи кричат в конце зимы звонче и веселее, тепло чувствуют, весну торопят.

В это время издавна русский народ празднует веселый праздник «Масленица». Ждут этого праздника и взрослые, и дети. Он самый веселый, разгульный и сытный. И сегодня нам предстоит узнать, что за чудо – Масленица?

Звучит песня «Кабы не было зимы». Скоморохи дурачатся под музыку.

Скоморох 1: Внимание! Внимание!

Скоморох 2:

Велено до вас
Довести в сей час указ.
И указ тот не простой –
Данный Матушкой-зимой:

Скоморох 1:

«Каждый год числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село,
Выходи на праздник!»

Скоморох 2:

Непременно все должны
Быть на проводах Зимы!

Скоморох 1:

Будем Зиму провожать,
А весну-красну встречать!

Скоморох 2:

Я – Фома,
А он – Ерема

Скоморох 1: И теперь мы вам знакомы.

Скоморох 2: Будем праздник отмечать
И хотим вам рассказать

Скоморохи (хором): Что такое Масленица.

Скоморох 2: Масленица – один из старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившийся в России после принятия христианства в 10 веке.

Ведущий: Знающие люди сказывают: Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Как-то в морозный день некий человек, будучи в лесу, заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил согреть замерзших людей. И она пришла к людям, но не хрупкой девочкой, что играла в лесу, а здоровой, развеселой, розовощекой бабой. Она велела людям взяться за руки, устроила хоровод и пустилась с ними в пляс, заставила их забыть о стуже. Но почему же ее прозвали именно Масленицей?

Скоморох 1: Все очень просто. Приход Морозовой дочки стал радостным праздником для людей. И в этот праздник люди стали веселиться и угощать друг друга сыром, маслом, блинами, пирогами, сладостями.

Скоморох 2: У праздника есть много названий. Какие названия знаете Вы?

Дети отвечают. За правильный ответ получают сладости.

Ведущий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя. Но чаще всего его зовут Масленицей.

Скоморох 1: Масленица – праздник сытной и обильной пищи, веселых гуляний, песен, танцев, катания с гор, потешных боев.

Ведущий: Сколько дней гостит Масленица? Обращается к ребятам (7 дней)

Скоморох 1: Масленица – это неделя, предшествующая Великому посту. Ее начало может приходиться с 3 февраля до 14 марта.

Скоморох 2: Каждый день праздничной недели имеет свое название и смысл.

Скоморох 1: Понедельник – первый день – называется «Встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу, одевают ее в девичий наряд и усаживают на почетное место.

Ведущий: Почему бы и нам самим не сделать гостью-масленицу? Давайте попробуем! От каждой команды приглашаем двух участников. Им предстоит из приготовленных материалов сделать масленичную куколку (веточки, лоскутки, нитки).

Звучит музыка. Представители команд приступают к делу. Тем временем музыка затихает, Скоморохи продолжают.

Скоморох 2: С первого дня по домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение.

Скоморох 1:

Эй, хозяева, скорей
Принимайте-ка гостей!

Скоморох 2:

Идет ряженый народ,
Угощений от вас ждет…

Ведущий: Ряженые, покажитесь! Угощенье заслужите! Отгадайте-ка загадки. Учащиеся отгадывают загадки, а скоморохи раздают сладости. Загадки см. в Приложении 1.

Ведущий: А кто знает поговорки о Масленице? Ученики отвечают. См. Приложение 2.

Команды зарабатывают угощение. Закончено изготовление куколок. Жюри предлагается оценить работу каждой команды и вручить соответственно полученным баллам конфеты (максимально-10 баллов)

Куколок усаживают в центре стола.

Скоморох 1: Вторник – второй день – «Заигрыш». В этот день все веселятся, катаются на санках с гор, играют в снежки и другие игры.

Ведущий: Давайте и мы с вами поиграем! В снежки! Приглашаем от каждой команды по одному игроку. Им предстоит «налепить» как можно больше снежков … из бумаги.

Пока звучит музыка, игроки «лепят снежки». Музыка затихает. Снежки подсчитывают, затем выкладывают на середину.

Ведущий: А теперь другим участникам предлагаем собрать вслепую как можно больше снежков.

Игрокам завязывают глаза. Звучит музыка, игроки собирают снежки. Музыка затихает. Производится подсчет баллов.

Скоморох 2: Середина недели – среда – «Лакомка». Как вы думаете, почему так называли этот день?

Дети отвечают.

Скоморох 1: Лакомились именно блинами. Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку справиться со снегами, нужны ему верные горячие помощники. Поэтому пекли именно блины, а рецепты у каждой хозяйки разные, да и лакомства к блинам придумывали на разные вкусы.

Хозяюшка:

Блины печь – дело сложное:
Растворю я квашонку на донышке,
Поставлю квашонку на столбышке.
Будет моя квашонка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна.

Ведущий: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц. Да еще и приговаривали:

Месяц ты, месяц,
Золотые твои рожки
Вытяни в окошко,
Подуй на опару!

Выступление ученицы-хозяюшки – танец под русскую народную песню «Блины»

Скоморох 2: Наступает четверг – «Широкий». Масленичный разгул, катание на лошадях, строительство снежных крепостей, кулачные, потешные петушиные бои.

Ведущий: Снежную крепость нам здесь не построить, на лошадях не покататься, а вот бои потешные устроить мы можем. Приглашаем от каждой команды по 1 мальчику.

В центре площадки чертим круг. Два игрока встают в круг, одну ногу сгибают в колене и держат рукой. По команде начинается «петушиный бой». Звучит песня «Подплясочка». Задача каждого игрока – вытеснить противника за пределы круга. Побеждает сильнейший и получает сладкий приз.

Есть другая забаватолкание (в народе – кулачный бой, «кулачки»). Участники (по 2 человека от команды) выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади каждой команды.

По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.

Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Ведущий: На улицах и площадях городов и сел разворачиваются праздничные гуляния. Ряженые и… Ребята, а вы знаете, как назвали людей, которые зазывали народ на гуляния и праздники?

Дети отвечают – скоморохи.

И на наш праздник сегодня зазывали скоморохи.

Ведущий: Но они не только зазывать умели. В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, танцоры, акробаты, шутники, исполнители смешных сценок.

А ну-ка, покажите, что вы умеете, посмешите народ!

Скоморох 2:

Я скажу сейчас вам шутку.
Повтори, попробуй, ну-тка!

«Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне»

Скоморох 1: Это очень просто. Слушай! «Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, ну а кактус в это время мыл старушку на окне»

Скоморох 2:

Ну Ерема насмешил…
Повторил так повторил.

Скоморох 1:

Подожди еще немножко,
Я припомню про окошко:

«Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне, а собачка в это время мыла Ваню на окне»

Скоморох 2:

Да, горазд же ты хвалиться.
Дал ты всем повеселиться.

Ведущий: Хватит вам, ребята, народ вы действительно насмешили. А теперь расскажите нам, что было в пятницу и субботу на масленичной неделе.

Скоморох 1: Пятница – «Тещины вечёрки», а суббота – «Золовкины посиделки»

Ведущий: А кто такие теща и золовка? Давайте спросим у наших мам? Уж они-то точно знают.

Теща – мать жены

Золовка – сестра мужа

На Масленицу принято чествовать пары, поженившиеся в прошедшем году. Их поздравляют, дарят подарки, подшучивают над ними, валяют в снегу, заставляют прилюдно целоваться, неожиданно наведываются к ним в гости.

Да и сами молодожены с удовольствием посещают родителей, выходят «в свет». Отсюда и пошло название этих масленичных дней.

Родственники и друзья собираются, поют веселые песни, озорные частушки, танцуют.

Скоморох 2:

Эй, девчушки-веселушки,
Выходите петь частушки.

Скоморох 1:

Вы, мальчишки, помогайте
И частушки подпевайте!

Ведущий: Приглашаем петь частушки.

От каждой команды выходят ребята и поют частушки. За каждую частушку команда получает сладкий приз.

Скоморох 2: Заканчивается праздничная неделя воскресеньем, называют его «Прощеным». Это самый важный день. На его исходе разжигали большой костер, на котором сжигали соломенное чучело Масленицы.

Скоморох 1: В этот день, после звона колоколов к вечерне, полагается просить друг у друга прощенья и прощать все обиды, не держать на сердце зла. Весну нужно встречать с чистой совестью.

Ведущий: Оказывается, есть и такой обычай: в начале недели дети изготавливали из ниток, веточек и лоскуточков куколки-мартенички. Такая куколка являлась символом дружбы. В последний день Масленицы ребята дарили мартеничек друг другу в знак дружбы. Все вместе они поднимали куколок вверх и, размахивая, приговаривали. У нас тоже есть такие куколки – символ нашей дружбы. Давайте поднимем их вверх и пожелаем друг другу добра, дружбы, радости и весны. Можно взяться за руки.

Скоморохи (вместе).

Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с солнышком!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с радостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи с великой милостью!
Прощай, прощай, Масленица!

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что праздник проводов зимы и встречи весны празднует не только русский народ. Например, монгольские народы празднуют САГААЛГАН – праздник окончания зимы и начала весны, обновления жизненного цикла. Для них – это встреча Нового года. Считается, что на рассвете первого дня нового года богиня Лхамо нисходит на наш мир и дарит свою силу благодати, поэтому буддисты начинают этот день как можно раньше – в 5 часов утра. В течение 15 дней во всех буддийских храмах проходят молитвы. Главный магический ритуал праздника – вечерний костер «Дугжууба» – он очищает от грехов и болезней. Для обряда изготавливают СООР – высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы и украшенную языками пламени. Каждый желающий приносит лоскутки ткани, куски теста, бумагу и участвует в изготовлении СООР. Затем СООР сжигают. В дни Сагаалган принято поклоняться домашним божествам, делать подношения хозяину очага, дарить подарки учителям, наставникам и старшим родственникам, угощать белой молочной пищей, символизирующей благополучие.

Просмотр видеоролика «Сагаалган»

Есть и другой подобный праздник, под названием СЕВАРНИ.

Просмотр видеоролика «Сёварни»

Ведущий: Ребята, а что общего у этих праздников с нашей русской Масленицей?

  • Это праздник начала нового природного цикла
  • Есть традиция сжигания чучел
  • Угощение
  • Веселье
  • Дань уважения старшим, близким людям

ПРАВИЛЬНО!!!

Звучит музыка «Ой, весна, весна!»

Скоморохи (хором)

Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, дождем обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!

Скоморох 1:

Глянь на небо: птички летят,
колокольчики звенят
Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Ведущий: Давайте узнаем, заглянуло ли сегодня к нам солнышко весеннее.

Добавьте лучики нашему солнышку, если вам понравился наш праздник, вы узнали что-то интересное, новое, если у вас сейчас просто хорошее настроение.

Рефлексия: на доске изображен круг, учащиеся дорисовывают лучики. Получается картина эмоционального состояния участников. Лучики можно посчитать и соотнести с количеством учащихся, чтобы выявить, все ли остались довольны, задействованы, извлекли пользу для себя и т.д.

Ведущий: Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Все вместе исполняют русскую народную песню «Блины»

Скоморохи собирают всех в круг.

Мы давно блинов не ели. Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Напекла она поесть сотен пять, а, может, шесть.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
На поднос она кладет и к столу сама несет.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы! Вот блины наши готовы.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

Родители: Добро пожаловать, гости дорогие, за праздничный стол, к самовару.

Ждут вас масленые блины, с пылу, с жару.

Но не только блины вам масленица приготовила, другие лакомства тоже. Давайте-ка проверим, за каким столом Масленица шире гулять будет. Посчитайте, сколько вы набрали угощений в играх и конкурсах.

Поздравляем команды и вручаем символические грамотки-блины на память о нашем празднике.

Звучит музыка. Начинается чаепитие. Затем веселые игры.