ФГОС НОО. Курс "Введение в школьную жизнь". ИКТ-компетентность учителя

Разделы: Начальная школа


Для многих детей 1 сентября – долгожданный праздник, позволяющий почувствовать себя более «взрослым». Однако многие опытные педагоги придерживаются мнения о том, что это, несомненно, один из самых критических моментов в жизни ребенка. Это период стресса, характеризующийся изменениями эмоционального и психологического состояния, ростом общей нагрузки на организм. Совместная деятельность педагогов и родителей, общие усилия, направленные на облегчение процесса адаптации первоклассника, и определят успехи и неудачи ребенка, возможность работать в коллективе и справляться с трудностями.

С первого дня школа ставит перед учениками ряд задач: изучить и освоить школьные нормы поведения, осознать себя как часть коллектива, приспособиться к новому режиму и нагрузкам, как психологического, так и физического характера. Ученики, не справившиеся с поставленными задачами, зачастую испытывают трудности с освоением школьной программы, теряют интерес к учебе. Именно от того, как пройдут первые недели в школе, и будет зависеть успеваемость ученика в последующие годы.

Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями. Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.

Целями учебного модульного курса являются усвоение навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества, а также оптимизация переходного этапа от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования. Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» организуется образовательным учреждением с 1-го сентября. Учитель начальных классов проводит 3 занятия каждый учебный день по тематическому планированию, представленному в методических рекомендациях.

Основное внимание преподаватель должен уделять усвоению учениками гласных и негласных школьных правил, включающих общую модель поведения и распорядок дня. Не менее важно добиться от учеников понимания разницы в социальных статусах «учитель», «ученик», «одноклассник», а также обеспечить приобретение коммуникативных навыков и навыков работы в группе.

В первые дни многие ученики еще не готовы полностью усваивать вербальную информацию, поэтому наиболее эффективных результатов можно добиться, используя в работе визуальные материалы. Таким образом, мы плавно подходим к вопросу использования ИКТ на занятиях курса «Введение в школьную жизнь».

Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день практически в каждой семье есть компьютер, детям, несомненно, будет легче воспринимать информацию, представленную в цифровом виде. Во-первых, работа на компьютере заинтересует даже самых невнимательных и позволит им сконцентрироваться на учебном процессе. А, во-вторых, ученики с первых дней будут приобретать необходимые для освоения школьной программы навыки работы на компьютере. К тому же, дети осознают и то, что компьютер подходит не только для игровой деятельности, но и для учебной.

Одной из программ, способных сделать учебный процесс более эффективным и интересным, является Photo Booth – программа из состава Mac OS X от Apple для изготовления снимков и клипов с помощью встроенной цифровой видеокамеры компьютера. Эта программа может быть использована на занятиях, посвященных знакомству учеников друг с другом и с учителем, а также для того, чтобы научить детей правильно задавать вопросы (1 день: «Давайте познакомимся, сделай свой снимок»; 5 день: «Я хочу задать вопрос учителю»; 6 день: «Я хочу задать вопрос товарищу»; 7 день: «Понятно ли мы говорим»). Преимущества этой программы очевидны. Во-первых, видя свою фотографию или видео, ученики оценивают правильность выполнения задания и корректируют свои действия. Во-вторых, у учеников появляется возможность более подробно и внимательно оценивать ответы своих одноклассников и корректировать свои ответы, беря пример с других учеников, выполняющих задание правильно. И, наконец, используя эту программу, учитель может оценивать деятельность своих учеников более точно, благодаря функции фото и видеосъемки.

Еще одна незаменимая программа – ПервоЛого, открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников и младших школьников. На данном этапе обучения учитель готовит задания заранее, используя встроенный звуковой ряд и моделируя разнообразные ситуации (например, использует высказывания героев из мультфильмов) в соответствии с конспектом занятия. На основе реальных примеров ученики видят ошибки, намеренно допущенные персонажами на экране, и пытаются избежать их. Видя перед собой реальную визуализацию проблемы, дети быстрее понимают, что от них требуется. Они формируют собственную интерпретацию увиденного и готовы отстаивать сформировавшееся у них мнение. Одновременно закрепляются навыки работы в паре и группе – объединенные общей идеей или заданием, дети быстрее находят общий язык и более эффективно выполняют задание. Эта программа, несомненно, будет полезна на занятиях, способствующих формированию коллектива, отработке навыков групповой работы и разрешению возникающих споров, касающихся учебной деятельности (3 день: «Детское сотрудничество»; 4 день: «Как надо и как не надо спорить»; 8 день: «Учимся работать вдвоем»).

Для работы учителю также пригодится использование презентаций, созданных в программах Power Point и Mimio. Также может быть использована программа NeoOffice. NeoOffice – бесплатный открытый пакет офисных программ. Основан на популярном OpenOffice, но имеет ряд улучшенных функций. NeoOffice позволяет полноценно работать с документами, презентациями, таблицами Microsoft Office.

Учитель ведет непрерывную работу, фиксируя успехи учеников (благодаря функциям фото и видеосъемки), а накопившийся материал размещает в своем личном курсе. Возможно использовать ресурс : Ссылка на файл или веб-страницу, для размещения видео, презентаций … или в файловой области создает папку для размещения фотографий, загружает их. В дальнейшем ему остается только добавить ресурс: Ссылка на каталог. Информационный портал позволяет как размещать материал, так и создавать единую информационную систему для размещения в форумах файлов учениками или использования добавленных файлов как учениками, так и родителями. Работа в информационном пространстве дополняет традиционный учебный процесс, являясь ежедневно обновляемым информационным порталом.

Появление в начальной школе современной компьютерной техники способствует в том числе и совершенствованию помощи в социальной адаптации учеников первых классов. Тем не менее техника не может полностью заменить грамотного педагога, основной целью которого является наделение первоклассников коммуникативными навыками, помощь в осознание своего социального статуса в коллективе и стремление сделать процесс адаптации наименее стрессовым и критическим периодом в жизни ребенка.