Урок биологии. Тема: "Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Задачи : Изучение проблем филогенетики и закономерностей эволюции органического мира, позволяющий раскрыть пути использования исторического подхода к изучению явлений живой природы. Дать научное объяснение истории развития животного и растительного мира с применением новейших технологий позволяющие показать разнообразие и многообразие древней жизни.

Образовательная задача: Добиться усвоения учащимися знаний доказательств макроэволюции основных направлений и путей исторического развития живой природы, главных ароморфозов и идиоадаптаций в мире растений и животных.

Воспитательные задачи: Использовать доказательства эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы и продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, выявление противоречивого характера этого процесса.

Развивающие задачи: Формирование умения выявлять основные ароморфозы и идиоадаптации в мире растений и животных, раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции, дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы. Развитие творческой активности учащихся используя новейшие технологии.

Тип урока: Комбинированный (проблемный)

Метод: Дидактический

Оборудование: компьютер, таблица, рисунки, полезные ископаемые.

Ход урока

1. Закрепление изученного материала.

Здравствуйте.

На прошлом уроке мы с Вами начали изучать очень интересную и важную тему «Развитие жизни на Земле».

Какую эру Земли и основные направления эволюции мы изучали?

Сейчас наша с вами задача состоит в том, чтобы закрепить изученный материал. 4 ученика работают за компьютером, где они выполняют домашнее тестовое задание на 5-10 мин. А с остальными работаем устно- фронтальный опрос.

Тест ( компьютер):

  1. Какова длительность архейской эры
    а.900 млн лет
    б.3500 млн лет
    в. 2000 млн лет
  2. Каков возраст архейской эры
    а. 2000 млн лет
    б. 3500 млн лет
    в. 900 млн лет
  3. Ароморфозы в архейской эре
    а. становление фотосинтеза
    б. кислородное дыхание
    в.половой процесс
    г. многоклеточность
  4. Как называется архейская эра
    а. эра ранней жизни
    б.древнейшая жизнь
    в.древняя жизнь
  5. К чему открывает ароморфоз широкий простор
    а. дивергенции
    б.биологическому прогрессу
    в.дегенерации
    г.идиоадаптации

Работа с классом:

  1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды.
  2. Расскажите, как и как возникли первые живые организмы.
  3. Какие важные ароморфозы произошли в архейскую эры. Какое это имело значение для развития жизни на Земле.
  4. Когда и в, результате, каких процессов появился в атмосфере Земли кислород. Как это, отразилось ,на развитие жизни.
  5. Объясните одновременно существование различных способов дыхания, питания, размножения и простых и сложных организмов.
  6. Какова идиоадаптация архейской эры.
  7. По какому принципу шло развитие архейской эры. Докажите.
  8. Приведите примеры живого мира архейской эры.

 Подвести итоги тестового задания и опроса домашнего задания.

3. Новая тема.

Объяснение с использованием компьютера . Презентация по теме « Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах»

Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях «« Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах».

На границе архейской и протерозойской эр произошло усложнение строения и функций организмов, что положило начало биологической эволюции. Протерозойская эра длилась 2000 млн лет.

Каков ландшафт протерозойской эры , где сосредоточена жизнь.

Климат : Стал более суровым , ледниковый покров распространился почти по всей планете.

Суша: Была безжизненной , но по берегам начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий, водорослей и грибов. Господствовали сине-зеленые водоросли, сменившиеся обилием зеленых водорослей, в том числе и многоклеточных, которые в эволюционном отношении были более совершенными по способу питания , размножения и строения( листья, стебель, корень). Но все же жизнь была сосредоточена в воде.

Проследить эволюцию протерозойской эры сложно, т.к. происходил процесс перекристаллизации осадочных пород и уничтожения органических остатков. В результате сохранились остатки бактерий , водорослей, грибов, низших беспозвоночных и низших хордовых.

Крупным шагом было появление организмов с :

  1. 2-х сторонней симметрией тела(передний, задний отдел, левая и правые стороны, спинная и брюшная поверхности, каждая из которых выполняет свою функцию.
  2. Многоклеточность.

Как называется гипотеза о возникновении многоклеточных организмов и кем она была создана ?

Какой живой организм был взят за основу гипотезы многоклеточности , какие ткани образовались и какие функции они выполняли ?.

Отсюда делаем вывод, что ароморфозы – 3-хслойное тело червеобразной формы, у которых появились новые органы- это новообразование, от них произошли членистоногие давшие начало древним хордовым.

Каковы ароморфозы растений и животных протерозойской эры?

Заполните таблицу ( заполняется учащимися)

Эры

Ароморфозы растений

Ароморфозы животных

протерозой

 

фотосинтез, кислородное дыхание, половой процесс, многоклеточность.

2-хсторонняя симметрия, многоклеточность, 3-хслойное тело, половое размножение, новообразование.

Третья очень важная эра Земли – протерозойская эра- эра древней жизни, возраст ее оставляет 570 млн. лет, а длилась она330 млн.лет, она состоит из 6 периодов (см. таблицу)

Вспомнив главные ароморфозы архейской и протерозойской эр, подведите итог этой жизни ? ( в течение примерно 3-х млрд. лет жизнь на Земле под влиянием движущих сил эволюции достигла разнообразия и была в основном сосредоточена в воде)

Действительно, в начале палеозойской эры растения населяют в основном моря , но уже в ордовике и силуре появляются первые наземные растения –псилофиты.

? Рассмотрите ландшафт этого периода , каковы его особенности.

? Как вы думаете, чем можно объяснить освобождение суши от воды и гибель многих водорослей.

? Рассмотрите рисунок первого наземного растения- псилофита и выявите черты приспособленности к новой среде. ( наличие тканей защищающие клетку от высыхания, проводящая воду сосудистая система, поддерживающая тело в вертикальном положении, наличие корнеподобных выростов укрепляющие растение в воде)

? Назовите предков псилофитов.

Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась система.

Но, к сожалению, в засушливом девоне псилофиты исчезают и появляются хвощи, плауны и папоротникообразные, которые в связи с влажным и теплым климатом достигли большого развития в каменноугольном периоде, в это время также появились и голосеменные растения произошедшие от семенных папоротников.

? Как вы думаете сравнивая наземные растения палеозойской эры , от какого растения произошли папоротники.

? Почему естественный отбор действовал в направлении сохранения папоротникообразнных.

? Только ли по пути идиоадоптации шло дальнейшее развитие папоротникообразных.

Учащиеся просматривают презентацию о растениях палеозойской эры.

Задание: Заполните таблицу - ароморфозы растений.

Ароморфозы растений:

Органы

Ткань

Семя

Животный мир палеозойской эры развивался очень бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях. В кембрийском периоде - это все основные типы животных (кроме хордовых) – это губки, кораллы, иглокожие, моллюски, громадные хищные ракоскорпионы, панцерники.

Затем в ордовике произошел ароморфоз- появление челюстей с помощью которых челюстноротые захватывали пищу и выжили панцирников.

? Каков характер взаимоотношения панцирниками и челюстноротыми.

Эволюция животных палеозоя шла по пути ароморфоза, идиоадаптации, прогресса и регресса.

В силурийском периоде на сушу вместе с первыми наземными растениями – псилофитами, вышли первые дышащие воздухом животные- членистоногие пауки, скорпионы, многоножки.

В девонских морях обитали двоякодышащие рыбы- поэтому этот век называют «веком рыб». Они могли дышать атмосферным воздухом ( плавательный пузырь), но в основном жилив воде.

?Какие рыбы осуществили выход на сушу.

?Как передвигались.

? Каков климат девонского периода и почему именно этот период способствовал появление кистеперых рыб (работа с учебником)

Кистеперые дали начало первым земноводным – стегоцефалам, которые достигли расцвета в каменноугольном периоде. Они разделились (дивергировали) на несколько групп от мелких , питавшиеся беспозвоночными до крупных рыбоядных хищников. Сохранилась та группа которая потерпела большие изменения:

  1. Возникло внутреннее оплодотворение
  2. Яйцо-запас желтка и плотная оболочка
  3. Развитие зародыша в яйце на суше.
  4. роговой покров.

Это особенности пресмыкающихся в пермского периода – которых называли котилозаврами. Они были травоядными и хищниками( зверозубые ящеры). От этой группы в дальнейшем п произошли рептилии и млекопитающие.

? Какие ароморфозы животного мира характерны для этой эры.

Заполните таблицу ( один ученик работает у доски, а остальные в тетради)

Ароморфозы животных:

Возникновение челюстей

Легочное дыхание

Строение плавников

Внутреннее оплодотворение- яйцо

Эволюция кровеносной системы

Появление крупных систематических групп.

? Приведите примеры идиоадаптаций палеозойской эры.

? По какому пути шло развитие палеозойской эры.

4. Закрепление.

Решение кроссворда ( работа за компьютером).

  1. Назовите первого представителя земноводных
  2. В каком периоде исчезают псилофиты
  3. Назовите идиоадаптацию к недостатку кислорода в воде.
  4. Назовите крупный ароморфоз в эволюции позвоночных.
  5. Как называется форма эволюции благодаря которой стегоцефалы разделились на большое число форм.
  6. Какой период называют «век рыб»
  7. Первые наземные растения.
  8. В каком периоде достигает наибольшего расцвета наземная растительность.
  9. Назовите группу, животных от которых произошли рептилии и млекопитающие.

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

п

 

9

 

 

 

 

 

 

р

 

с

 

к

 

 

 

 

3

 

г

 

и

 

о

 

 

 

2

л

4

е

6

л

8

т

 

 

 

д

е

к

н

д

о

к

и

1

с

т

е

г

о

ц

е

ф

а

л

 

 

 

в

к

н

и

в

и

р

о

 

 

 

о

и

е

я

о

т

б

з

 

 

 

н

е

ч

 

н

ы

о

а

 

 

 

 

 

н

 

 

 

н

в

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

Подвести итог работы.

5. Домашняя работа: выучить параграф и ответить на вопросы.