Интегрированный урок (математика + окружающий мир) по теме "Деление многозначного числа. Экосистема леса"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока: закрепить умение делить многозначное число на двузначное и однозначное, решать составные задачи. Обобщить знания детей об экосистеме леса. 

Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение анализировать. Совершенствовать умение использовать в работе   ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. Формировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Воспитывать экологическую культуру учащихся, правильное поведение в лесу.

Оборудование: карточки с заданиями, аудиозапись голосов птиц и звуков леса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

– Назовите природное сообщество, которое образовано ярусами.

Звучит запись голосов птиц.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.

– Путешествуя по лесу, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить и вспомним о делении и умножении многозначных чисел, а так же об экосистеме леса.

II. Закрепление изученного материала.

Что такое экосистема? Из каких частей состоит экосистема леса? Какой процесс происходит внутри неё? Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека?

Каких животных можно встретить в лесу? Какую роль могут выполнять животные?

1. Работа в паре.

– Отгадайте о каких насекомых идет речь.

Эти насекомые уничтожают насекомых – вредителей, участвуют в почвообразовании.

Выполните следующее задание: найдите нарушенную закономерность и восстановите последовательность. Расположите полученные числа в порядке возрастания.

I в. 1135, 1132, 1129, 1127, 1124, 1121, 1118.

II в. 1000, 1012, 1024, 1034, 1046, 1058, 1070.

1036 1060 1072 1117 1120 1123 1123 1126
м у р а в ь и  

– Что вы знаете о муравьях?

Случается, разворошит кто-нибудь муравейник; тогда вода проникает внутрь. Хозяева растеряны: пришла беда. Муравьи не успевают быстро восстановить его, и в ненастье гнездо погибает.

– Как им помочь?

Осторожно подравнять дом– пирамидку и поправить крышу – макушку.

– Почему нельзя разорять муравейники?

2. Решение задач (устно).

– Сколько в 1 часе минут?

– В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

1200 насекомых.

– Знаете ли вы, что за один день муравьи уничтожают 70-100 тысяч вредителей леса.

– Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

25 000 видов.

– Какие лесные растения занесены в Красную книгу?

Венерин башмачок, женьшень, ландыш. Сообщения детей о растениях.

– Какой ярус составляют растения?

– Для чего нужны деревья лесу?

– Правильно ли поступают “любители природы”, вырезая на коре свои имена, рисунки и просто, изуродовав, собирают сок весной?

Демонстрация иллюстрации “Не режь кору деревьев”.

– Как правильно ходить по лесу?

– Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания. Дуб черешчатый доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40 м, диаметра 1-1,5 м. Начинает плодоносить с 40-60 лет. Молодая поросль погибает из-за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок!

– Приближается то время, когда многие люди поедут в лес на отдых. Сформулируйте и запомните правила поведения в природе и постарайтесь следовать им.

Правила поведения в природе.

  1. Не трогай жилища животных, их детенышей.
  2. Не губи деревья.
  3. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву!
  4. Не мусори на месте отдыха.
  5. Не шуми на прогулках, не пугай животных.

– Какие животные живут в верхних ярусах?

– Каких лесных птиц вы знаете?

Сообщения детей о дятле, поползне, скворце.

– Какая связь между птицами и растениями?

3. Решение составной задачи с опорой на краткую запись.

– На территории Окского заповедника (Рязанская область) гнездятся тысячи птиц. Пара поползней приносит своим птенцам 426 гусениц в день, пара скворцов в 6 раз больше, чем пара поползней, а пара дятлов в 4 раза меньше, чем пара скворцов. На сколько больше гусениц приносит пара скворцов, чем пара дятлов?

– Сколько гусениц приносит пара поползней?

– Пара скворцов?

– Пара дятлов?

– Как узнать, на сколько одно число больше другого?

– Запишите действия с пояснением.

– Запишите ответ кратко.

4. Перед вами карточки с примерами.

I в. решите 1 пример.
II в. решите 2 пример.

– Из полученных ответов выберите большее или меньшее число по условию и запишите его в тетрадь.

– Выберите карточки с правильными ответами. Если вы решили правильно, то на обратной стороне карточки дано название растения.

Подорожник 302 Мухомор 6090
Одуванчик 703 Валериана 6040
Ромашка 308 Зверобой 32 230
Липа 506 Медуница 51 090
Земляника 6030 Душица 32 070
Крапива 807 Тысячелистник 40 580

Сообщения детей о лекарственных растениях.

III. Итог урока.

Оценивание ответов детей.

Домашнее задание: выполнить задание (карточка).

– Что произойдет, если нарушится экологическое равновесие?

Экологическое равновесие в окружающем мире очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

– Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити! Человек, осознав свои ошибки, многое пытается поправить, восстановить и это задача не только взрослых, но и детей.