Борьба за существование и естественный отбор. 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель урока: мультимедийная презентация борьба с абиотическими факторами (2), естественный отбор (3), приспособленность организмов (1,4) и своя.

Задачи урока:

  • Образовательная: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.
  • Развивающая: личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, уметь оформлять план - конспект, сформировать умение анализировать и оценивать презентацию учащихся по темам.
  • Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ, словесный.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, таблицы "Форма борьбы за существование", Естественный отбор".дополнительная литература, Интернет.

Подготовительная работа: были заранее подготовленны учащиеся с определенными темами мультимедийных презентаций, сама приготовила презентацию.

Ход урока

1. Оргмомент

Изучение новой темы: своя презентация, где оговаривается тема урока, её цели, задачи, проблема урока и задания с заполнением таблицы и с ее выводами. 1.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа или презентацию выступающих.

Форма борьбы Определение Причины Результат борьбы Примеры
Внутривидовая        
Межвидовая        
Борьба с неблагоприятными условиями        

2. Защита мини-проектов учащимися.

В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножению других - естественного отбора.

Естественный отбор - процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции.

Затем учащиеся по ходу урока проводят свою презентацию.

3. Закрепление: проводится беседа по заполненной таблице.

Заполните таблицу "Сравнение естественного и искусственного отбора".

Вопросы для сравнения Естественный отбор Искусственный отбор
определение    
Что поставляет материал для отбора    
Отбирающий фактор    
Отбираемые признаки    
Результат отбора    

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: 7.4

6. Литература: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, поурочные планы "Введение в общую биологию и экологию по учебнику А.А.Каменского, В.В.Пасечника, Т.С.Сухова "Урок биологии" - технологии развивающего обучения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4