Формирование психологического комфорта учащихся в школе полного длня

Разделы: Начальная школа


“Человек один…ни черта”. Это предсмертные слова героя романа Э.Хемингуэя “Иметь и не иметь” являются одной из аксиом человеческого существования.

Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся среди людей, и, даже будучи в полном одиночестве, мы, тем не менее, не остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста.

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение.

Ведь именно отношения в первую очередь влияют на эмоциональное благополучие и психологический комфорт каждого ребенка. Именно формированию отношений я и посвятила последние 2 года работы с детьми.

Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.

Это определяется тем, что в начальных классах (1-2) коллектива по существу нет, он только начинает формироваться; позиция каждого ученика создается в основном через учителя. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе - глазами учителя.

Младший подростковый возраст (4 класс) — завершение периода детства. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога.

Основные задачи развития в этот период:

  • формирование умения учиться в средней школе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
  • развитие учебной мотивации, интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

Решение этих задач учителем очень важно, ведь именно они дадут в дальнейшем ребенку уверенность в завтрашнем дне, а сегодня обеспечат эмоциональное и психологическое благополучие.

Еще одним существенным моментом является проявление своеобразного “потребительского” отношения к родителям и учителям. Так, данные многих исследований показывают, что подростки 11-12 лет считают, что интересная жизнь в классе, хорошие отношения между ребятами зависят в основном от учителей, прежде всего от классного руководителя. Школьники склонны рассматривать заботу о них, контроль за ними, как обязанность родителей, которую те должны исполнять вне зависимости от того, как ведут себя дети, и нередко воспринимают как личное оскорбление слова о том, что они в чем-то должны быть родителям благодарны. Довольно типичными являются в этом смысле высказывания: “Я же не просил, чтобы меня рожали”, “Она — мама, и поэтому должна обо мне заботиться”.

Подобные высказывания часто пугают взрослых своим “откровенным цинизмом”, однако более пристальное рассмотрение этих случаев свидетельствует о том, что здесь проявляется прежде всего стремление “примерить” и проверить, насколько требования, предъявляемые к ним, соответствуют требованиям, которые они могут предъявлять к взрослым, выявить столь волнующее подростков равенство прав, общность правил жизни для них и для взрослых.

В частности, это обнаруживается в ревности детей к заботам взрослых о самих себе — к покупкам каких-то вещей, развлечениям друзьям и т.п.

В работе с такими случаями полезно и родителям, и подросткам раскрывать психологический смысл этих требований — желание, чтобы тот в первую очередь был родителем, всецело поглощенным своим ребенком, но при этом со своей стороны предоставлял ему полную свободу. Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе и родителей, по отношению к самому себе.

С детьми своего класса я проводила исследование межличностных отношений, отношений к родителям и к школе. После исследования проводились беседы, и на основе результатов я строила работу с коллективом дальше. Мы отмечали в классе дни рождения, обсуждали прочитанные книги, разбирали сложные ситуации из жизни. Часто занятия, клубные часы и уроки проводились по группам. Групповая форма работы очень нравится детям и дает много положительных эмоций учителю.

Дети, имеющие благоприятный статус в группе, уверены в себе, испытывают положительные эмоции, полноценно развиваются. Дети, оказавшиеся в изоляции, испытывают отрицательные эмоции, становятся неуверенными в себе или агрессивными, пополняют ряды "трудных".

Определяя положение каждого ребенка в коллективе, я стараюсь найти пути улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит. В детском коллективе не только учитель воспитывает своих учеников, но и сами учащиеся воздействуют друг на друга. Поэтому педагог должен знать, как коллектив влияет на своих членов и руководить этим влиянием в нужном направлении.

Чтобы уменьшить количество детей с асоциальным поведением, необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребёнка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников.

Если ребёнок не имеет возможности самоутвердиться, удовлетворить свою потребность в общении в школьном классе, он ищет другую группу, где мог бы удовлетворить эти потребности. Этими группами могут оказаться спортивные секции, кружки внешкольных учреждений или дворовые компании.

Задача взрослых — помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.

Для учителя очень важно знать, как воспринимают его учащиеся, что считают в его облике главным. Это дает ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.

Наиболее значимыми качествами личности учителя для младшего школьника являются качества, отражающие его отношение к другим людям.

Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение подрастающих поколений. Но чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо знать социально-психологические закономерности развития личности в коллективе.