Практика применения исследовательских методов и метода решения жизненных задач в обучении школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


"Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать".

Л.Н.Толстой

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Тема опыта "Практика применения исследовательских методов и метода жизненных задач на уроках, географии и экономики"

За годы учебы в средней школе, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им неизвестны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

Главная цель исследовательского обучения и решения жизненных задач - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Условия возникновения и становления опыта

Я работаю в обычных классах общеобразовательной школы, где предметы преподаются на базовом уровне. Организовать деятельность учащихся на учебных занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании, вовлечь своих учеников в исследовательскую деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время, дать возможность проверить силу своего познания в сравнении с другими школьниками. Сегодня экономическое воспитание школьников стало одним из приоритетных направлений в образовании. В моей практике накоплен определенный опыт преподавания экономики как учебного предмета и факультативного курса.

Актуальность опыта

Уроки носят познавательно-развлекательный характер, но, несмотря на это, они позволяют научить наших детей очень многому:

  • быть активными участниками познавательного процесса;
  • получать и совершенствовать свои знания, расширять свой кругозор;
  • учиться состязательности, способности адаптироваться в различных ситуациях, заданных деловой игрой;
  • учиться пользоваться компьютером, информационными технологиями;
  • умению общаться, создавать особую эмоциональную среду и получать удовольствие от общения;
  • проявлять свои творческие способности.

Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений школьников

Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел меня к пониманию того, что нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу исследовании и проектов, а также тесно связать знания с окружающей действительностью.

В основу этих методов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы или задачи.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Творческий уровень обеспечивает применение усвоенного знания в новой, нестандартной ситуации, требует новых функций, структуры объекта, нового необычного взгляда на изученное, комбинирования известных способов решения и нахождения нового.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод исследовательских проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Пойа

В своей практике применяю на ряду с традиционными, также нетрадиционные формы урока. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Наиболее распространенные из них: уроки - деловые игры ; уроки - пресс- конференции; уроки - соревнования; уроки - консультации; компьютерные уроки; уроки - взаимообучения; уроки творчества; уроки обобщения; уроки - семинары; уроки экскурсии; уроки - моделирования; уроки с элементами игры и игровые ситуации; урок - лаборатория; уроки - практикумы, урок - ролевая игра и другие.

Конечно такие нестандартные уроки, необычные по замыслу, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но главное нужно помнить: " не перекормить" игрой!

В 2011 году образование должно перейти на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, , когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих школьников.

Исследовательская деятельность с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

На уроках географии в 9-х классах при изучении экономических районов России использую проблемно-поисковую технологию. Эта технология основана на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Тема урока "Европейский Север. Природа, население, этапы освоения территории". Задача: составить проект освоения Европейского Севера и ответить на вопрос "Есть ли будущее у Европейского Севера России ? " . Провожу конкурсы "Защита проектов" и предлагаю учащимся разработать проекты по следующим темам : "Создание новой скоростной железнодорожной магистрали Ангарск-Иркутск" , "Создание нового предприятия в нашем городе" (обосновать свой выбор) и т.п. Для учащихся 6-7 класса проекты носят фантастический характер, например, "Планета через 100 лет", а старшеклассники 10-11 класса проекты "Города будущего" ( в каких городах они хотели бы жить?). Защита проектов сопровождается наглядным оформлением: макетами, схемами, рисунками, слайдами. В день защиты ребята представляют свой проект. Жюри подводит итоги. В 5-6 классах учащиеся ведут календари наблюдения за погодой, отмечая её элементы. В конце месяца подводим итоги наблюдений и по народным приметам составляем прогноз на будущее, каким может быть осень, зима, весна и лето. Такие наблюдения помогают мотивировать учащихся на исследовательскую работу. Изучая энергосберегающие технологии в 11 классе, учащиеся провели исследование и представили на НПК работу "Экономическое обоснование использование энергосберегающих лампочек в квартире". Учащимся 10-11 класса были предложены следующие темы исследовательских и проектных работ: "Влияние изменения климата на здоровье людей", "Глобальное потепление климата: реальная угроза или только прогноз", "Нанотехнологии - новые возможности человечества изменить жизнь". "Нанотехнологии - новые возможности изменить экологию планеты Земля".

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы, методы исследовательских и творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться.

Презентация.