Роль музыкальности у детей с особыми образовательными потребностями в процессе их социализации

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Отчего именно музыкальности, а не музыкальных способностей, и чем эти понятия отличаются друг от друга? Феномен музыкальных способностей удивителен и загадочен по природе своей, однако всякий человек имеет представление довольно точное о музыкальном таланте, даре или гениальности. Но музыкальность есть нечто другое. Ни музыкальные критики, ни музыковеды, ни музыканты-исполнители, ни композиторы не дают нам точного определения музыкальности. Высказывание по этому поводу крайне редки, весьма пространны и довольно разноречивы.

Наиболее близким пониманию музыкальности автора доклада является высказывание В.И.Петрушина, профессионального музыканта, теоретика и практика, работающего над направлением музыкально-рациональной психотерапии. Вот его слова: "Музыкальность человека не гарантирует обладания им от природы выдающихся музыкальных данных, и даже при наличии таковых он может никоим образом не быть связанным с музыкой профессионально. Скорее музыкальность свидетельствует о воспитанной в нем культуре восприятия музыкального искусства во всех проявлениях, об обладании им высоким и тонким вкусом, тем, что определяется совокупностью приоритетов в различных видах музыкальной деятельности, которым он отдает предпочтение, расценивая их как некий эталон. Музыкальный человек, будучи профессиональным музыкантом или нет, ощущая неугасаемое желание быть неотъемлемой частью мира музыкальных образов, непременно старается сопроводить свою жизнедеятельность, постоянным присутствием музыки, посильно участвуя в ее создании и воспроизведении лично либо выступая в роли любителя, ценителя и знатока этого уникального феномена - музыки".

Первая встреча человека с музыкой происходит еще в раннем детстве. С самых первых дней жизни он слышит ее в исполнении мамы, улавливая теплоту, душевность, любовь в интонациях родного голоса. Колыбельные, потешки, прибаутки сопровождают ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Музыкальные занятия дошкольного возраста можно назвать окошком в мир музыки. Именно на основе музыки, в процессе общения с ней развитие ребенка идет по качественному пути. Новое постигается ребенком деятельно и всегда в поле обозрения того, что им уже освоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта.

Огромно значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека.

Работа по музыкальному воспитанию в ДОУ осуществляется в соответствии с различными видами музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- пение;

- музыкально-ритмические движения.

Сфера этих основных видов расширяется за счет включения элементов песенного, танцевального, игрового творчества, а так же игры на детских музыкальных инструментах и инсценирования. Процесс музыкального воспитания организуется в виде групповых и индивидуальных занятий, фронтальных, доминантных, интегрированных, либо иных по форме, тематических развлечений, праздничных утренников, музыкально-литературных викторин и других разнообразных форм, выбор которых зависит от конкретных целей данной учебно-воспитательной единицы, а так же от уровня мастерства и творческих способностей педагога. Итак, развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Однако, нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям.

Процесс музыкального воспитания в коррекционных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями при несомненной общности некоторых положений имеет и некоторые существенные отличия от обычных дошкольных учреждений в организации, постановки целей, требованиях к восприятию и усвоению знаний, навыков и умений.

Основная задача во всех ее проявлениях в процессе воспитания детей с аномальным развитием включает в себя:

- стимуляции потенциальных возможностей;

- помощь в преодолении трудностей социальной адаптации;

- вовлечение ребенка - инвалида в мир прекрасного путем активизации его творческого потенциала и компенсаторных возможностей.

Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, поэтому музыкальное воспитание может рассматриваться как один из важнейших факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ. Любой из разделов музыкального воспитания помимо общеизвестной направленности несет на себе еще и дополнительную нагрузку, отвечая за достижение конкретных коррекционных целей в общем процессе развития ребенка-инвалида. Пение, например, обогащает его новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов, способствует решению проблем в речевом плане, побуждает исполнителя к слиянию с коллективом. Пение включает в себя так же работу над развитием артикуляционного аппарата: артикуляционную гимнастику, дидактические игры на развитие голоса, органов дыхания, мимических групп мышц, стабилизирует нервную деятельность.

Слушание музыки и пения обогащает внутренний мир ребенка - инвалида, пробуждает в нем способность к сопереживанию, сочувствию, действует успокаивающе, расслабляюще или наоборот, - побуждает к действию и активности в зависимости от настроения и характера музыкального произведения, учит ребенка мыслить, фантазировать, творить. Данный раздел музыкального воспитания требует от ребенка-инвалида определенного умственного труда и психического напряжения, поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание, задействовать различные анализаторы путем внесения наглядности и включения элементов различных видов деятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики, координации движений, слуха ритмического, тембрового, звуковысотного, укреплению памяти. Музицирование привлекает даже самых робких и инертных детей, пробуждает в них активность в выражении чувств радости и удовольствия от возможности общения с музыкальными инструментами. Участие в оркестре сочетает в себе приобретение навыков игры на детских музыкальных инструментах с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и ощущения собственной значимости, что благотворно сказывается на коррекции эмоционально-волевой сферы. Игра на детских музыкальных инструментах имеет так же и профессионально - ориентационную направленность, поскольку приобретенные умения и навыки в данном виде музыкальной деятельности в будущем могут помочь обрести профессию и стать средством к жизнеобеспечению.

Раздел музыкально-ритмических движений, куда как составляющая входят упражнения общеразвивающего характера и упражнения для развития определенных частей тела, рук или ног (например, упражнения для улучшения качества ходьбы и бега, выработке правильной осанки и равновесия), - в целом этот раздел способствует достижению наибольшей эффективности в процессе коррекции нарушений двигательных функций у детей-инвалидов. Наряду с упражнениями в этот раздел входят музыкальные игры, танцы, хороводы, в которых моделируются ситуации, где дети имеют возможность поупражняться в общении со сверстниками, учатся помогать друг другу, входить в положение другого человека, чувствовать себя частью коллектива как единого целого. Участвуя в музыкально - ритмической деятельности, дети с ОВЗ закрепляют стереотип поведения в той или иной ситуации. Музыкально - ритмические игры способствуют снятию замкнутости, застенчивости, закомплексованности, вызывают положительные эмоции, формируют желание принимать участие в музыкально - игровом действе совместно с другими детьми. В таких играх у них формируется нравственное начало, дружелюбие и доброжелательность к окружающим людям, отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.

Для реабилитационных целей используется разножанровая музыка, которая выступает иногда не только как самостоятельное средство, но и как дополнительный фактор, интегративный элемент к другой основной деятельности (рисование, лепка, театрализация и т.д.).

Большое значение для успешности коррекционной работы имеет такой раздел музыкального воспитания, как развитие творчества. Соприкосновение с музыкой стимулирует ребенка к созданию собственного творческого продукта, так как сопряжено с эмоционально-образной сферой и способствует самовыражению маленького индивида. Музыка часто соответствует уже имеющему настроению, либо способна изменить его в позитивную сторону. А сочетание организованного процесса музыкального воспитания со свободной музыкальной деятельностью вне занятий, а так же художественно-досуговые мероприятия, дает наиболее глубокий результат и в формировании культуры, и в коррекции имеющихся у данной категории детей в познавательной, эмоциональной, личностной сферах.

Активное вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в художественно-эстетическую деятельность осуществляется путем организации концертов, конкурсов с их непосредственным участием. Обсуждая только что прослушанный концерт, педагог обращает внимание детей - инвалидов на то, что автор - исполнитель, покоривший всех своими песнями, слеп от рождения, а девочки - исполнительницы зажигательного танца под современные ритмы совсем не слышат музыки, под которую танцуют. Неизбежно следует сравнение своих физических недостатков с недостатками инвалидов-артистов и приход к выводу об относительности явлений, о познании вещей в сравнении и философском взгляде на все выпавшие на их долю трудности.

Коррекция имеющихся у детей - инвалидов нарушений, требующая огромного терпения, больших усилий, времени, - и со стороны реабилитологов, и со стороны реабилитантов, - это лишь первый шаг, сделав который ребенок - инвалид хочет и должен идти дальше. Будет ли продолжен этот путь в реальную жизнь, в мир людей, зависит от того, насколько реабилитируемые будут социализированы, адаптированы к этой самой реальности, насколько они смогут стать востребованными обществом, как его неотъемлимая часть, самостоятельными, как граждане и самодостаточными как личность. Все это и есть предмет практических и теоретических изысканий коррекционной педагогики, и в том числе специалистов, работающих в этой сфере и избравших для своей деятельности музыкальное поприще.