Нетрадиционные технологии здоровьесбережения в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном обществе наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу - до 73% от всех детей 4-5 лет - сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии. Поэтому в настоящее время оздоровительная и коррекционная направленность деятельности дошкольных образовательных учреждений выдвигается в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Причины возникновения речевых нарушений разные, но в нашем Западно-Сибирском регионе отмечается резкое ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности и количества родовых травм, ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости и, конечно же, необходимо учитывать особенности региона по йодо- и фтор-дефицитности. Также выявлены различные социальные причины (снижение уровня языковой культуры общества в целом, неправильное речевое окружение и воспитание, "двуязычие" и т.д.).

На сегодняшний день педагоги дошкольных образовательных учреждений владеют глубокими знаниями и умениями по обучению и воспитанию детей. В наличии имеется обширный практический материал, который можно условно разделить на две группы: это материал, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и материал опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, музыкотерапия, японская методика пальцевого массажа и др.

Одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, в основе которого лежит использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения, является ароматерапия. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают бороться с плохим настроением, стрессами, различными заболеваниями.

По мнению специалистов, во время сеанса ароматерапии воздействие запахов происходит сразу на нескольких уровнях: ароматические масла действуют на организм и мозг не только через обоняние, но и через лимфатическую и кровеносную системы. Вдыхание ароматических веществ положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха. Кроме того, правильно подобранное эфирное масло благотворно влияет на нервную систему, повышает работоспособность, снимает стрессы и нормализует сон, что так необходимо нашим малышам.

Наиболее эффективно применение ароматерапии в сочетании с музыкотерапией. По мнению древних китайцев, музыка находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Музыкотерапия - один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии; может использоваться как вспомогательное средство при коррекции речевых нарушений.

Мы все знаем, что речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического развития ребенка (Левина Р.Е.). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и др.). Также всем нам известно, что хорошо развитая речь ребенка - это залог его успешного обучения в школе. Поэтому учитель-логопед в своей работе старается использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является самомассаж, который я успешно применяю на коррекционных групповых и подгрупповых занятиях.

Что такое самомассаж, понятно из его названия. Самомассаж - это все виды массажа, но только на самом себе. Отличие самомассажа от массажа, который выполняет специалист, заключается лишь в том, что выполнять его нужно самостоятельно. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Для развития речевой функции дошкольников я разработала комплекс упражнений самомассажа, который включает различные компоненты нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и других педагогов - это не только улучшение речевой функции дошкольников. По результатам мониторинга медицинских работников муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 81" города Прокопьевска (2009-2010, 2010-2011 учебные годы) наблюдается снижение процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний и пропусков по болезни дошкольников. Психолог отмечает улучшение эмоционально-психологического состояния ребятишек. В результате здоровьесберегающих мероприятий, проводимых по профилактике и оздоровлению детей, наши воспитанники более успешно осваивают образовательные программы, усваивают программные требования, а чуть позже - хорошо адаптируются к школьным условиям.