Семейный театр в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации  и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают  в последние годы серьёзные  изменения. Педагоги и психологи  отмечают  снижение  воспитательного потенциала  семьи в современном  социуме и, соответственно, изменение её роли в процессе  первичной  социализации  детей.

Важным  условием  изменения  сложившейся ситуации  является  развитие  взаимодействия  образовательного учреждения (детского сада)  и семьи адекватными поставленной  цели  средствами.

Совместной деятельностью принято считать  деятельность, возникшую  при объединении  людей для достижения  общих целей. Одной  из форм  такой  деятельности  является семейный  театр в детском саду.

Что такое театр

Это  лучшее, по  утверждению К.С. Станиславского,  средство для общения людей,  для понимания их сокровенных чувств.

Это чудо способное  развивать в ребёнке  творческие задатки, стимулировать  развитие психических  процессов, совершенствовать  телесную пластичность, формировать  творческую активность, способствует объединению семей, сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.    

Актуальность:

Театральное искусство близко и понятно  как детям, так и взрослым, прежде  всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно  из ярких эмоциональных средств, формирующих  художественный вкус детей.

В игре  ребёнок  не только получает информацию об окружающем  мире, законах  общества, красоте человеческих отношений, но и  учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует  творческой активности личности, умения держать себя   в обществе.

Цель: Развивать взаимодействие  детского сада  с семьей дошкольника,  открывать  новые  возможности для совместного творчества.

Сроки реализации проекта – 3 года (с 2009 2012 гг.)

База исследования: МДОУ детский сад №3  «Чебурашка» ГО Жатай средняя группа 

Семейный  театр – это творческое объединение  нескольких семей, созданное  при участии педагогов, ориентированное  на интеграцию  традиций  домашнего и общественного  театров  и развитие  воспитательного потенциала  семьи.

Семейный  театр в детском  саду – особая конструктивная  форма  взаимодействия  дошкольного  образовательного учреждения  с семьёй, объединяющая  семьи с детьми  дошкольного возраста  в целях  развития воспитательного  потенциала  семьи  при поддержке педагогов; способствующая  взаимодействию детского сада  с семьей. Приобщению  взрослых и детей  к театральному искусству,  имеющую большую  воспитательную  и образовательную  ценность в семейных  взаимоотношениях, познанию  истории и культуры  Родины.         

Что даёт семейный театр?

Родителям:

  • источник новых знаний;
  • эмоциональные  переживания;
  • адекватное  восприятие действий ребёнка;
  • приобретение опыта  совместных переживаний.

  Ребёнку:

  • потребность в любви, в одобрении;
  • овладение  взаимодействия  со сверстниками и другими взрослыми;
  • познание окружающего мира.

Развитие  взаимодействия  детского сада  и семьи средствами  семейного театра  разворачивается поэтапно.

первый  этап:

Изучение семьи ребёнка, детско-взрослых отношений, определение  исходного уровня  развития  воспитательного потенциала (используя  диагностические методы: анкетирование, беседы, наблюдение  в ходе специально организованных  игр).

Изучив  воспитательные возможности семьи в контексте  театральной деятельности, мы пришли к выводу, что в данной группе  можно  реализовать технологию  «Семейный театр в детском саду».

На первом этапе  ведущая роль принадлежит  педагогам:  воспитателю группы  и музыкальному руководителю, выполняющим обязанности художественного  руководителя.

Родители  занимают по своему усмотрению объектную или субъектную  позицию.

Дети – непосредственные участники – занимают объектную позицию   

Эта технология позволяет  педагогам перевести родителей  от наблюдений за  игровыми действиями к прямому включению  в процесс театральной деятельности  в детском саду;

  • к построению взаимоотношений, основанных на принципах  уважения, доверия, открытости;
  • улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми;
  • перейти к систематическому , содержательному, эмоционально наполненному  досугу.

Непременным условием для  развития взаимодействия семьи и детского сада в контексте семейного театра является социокультурная среда, т.е. предметно-развивающая.

Важные элементы среды:

  • театральные уголки с коллекциями театров разных видов  (пальчиковый, настольный, кукольный и т.д.
  • передвижные выставки  детских работ фотоматериалов о прошедших театральных постановках.
  • костюмерная – театральные костюмы, атрибуты для спектаклей, бижутерия.
  • гримерная – сценический грим, парики. веера, зеркала и т.д.
  • театральная библиотека с фондом соответствующей литературы.

К работе прилагается презентация (Приложение 1).