План-конспект классного часа "Дружба – это чудо?"

Разделы: Внеклассная работа


Как не обратить внимание детей на действительность, которая нас окружает: жестокое отношение подростков друг к другу, к людям других наций и т.д. Данный классный час затрагивает проблемы толерантности, дружеского и уважительного отношения друг к другу. Материал изучается дополнительно, углубляя и расширяя уже полученные ранее на уроках  знания. Предназначен для учащихся старших классов.

Цели и задачи классного часа способствуют формированию новых знаний и развитию мыслительной деятельности учащихся.

Основные методы, которые используются на классном часе – это информационный, проблемный, частично-поисковый. Все они формируют умения философски мыслить, анализировать, делать выводы.

На классном часе использована групповая форма работы по трем философским категориям. В ходе дискуссии учащиеся пытаются выработать собственные взгляды на «вечные» философские вопросы: бескорыстная дружба, людская выгода, непохожесть и т.д.

Классный час построен: знакомство с противоположными философскими взглядами по теме дружба, выработка своего взгляда на философскую категорию, общая дискуссия по теме.

Результатом данного мероприятия  будет формирование коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций, а так же компетенции личностного самосовершенствования.

Исходя из планируемого результата, урок должен достигнуть цели.                  

1. Тема классного часа:  «Дружба – это чудо?»

2. Цели мероприятия:

  • образовательная: познакомить учащихся с взглядами философов Ларошфука, Монтеня, Антуана де Сент-Экзюпери о дружбе;
  • развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы,   учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать  друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.

3. Оборудование:

4. Форма организации классного часа: групповая.

5. Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.

6. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  • Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
  • Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
  • Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.

Ход мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Заранее из класса убраны парты, стулья стоят большим полукругом, чтобы учащиеся свободно могли передвигаться.

2. Мотивационный этап

Показ фильма о дружбе

Как вы думаете, о чем сегодня  будем  говорить на нашем классном часе?

Действительно, о дружбе, которой много написано песен, стихов, афоризмов.

Совсем недавно я встретилась с высказываниями о дружбе великих людей, которые не оставили меня равнодушной.

Вот первое из них:

«В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой», – Монтень. Как вы понимаете слова этого философа?

(Высказывание вывесить на левую часть доски)

Второй взгляд на дружбу – философа Ларошфуко:

«То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого – обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами».

Как вы понимаете слова Ларошфуко?

(Высказывание вывесить в центральную часть доски)

И третий взгляд на дружбу:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю», – Антуан де Сент-Экзюпери.

Как вы понимаете  эти слова?

(Высказывание вывесить на правую часть доски)

Кто из учащихся так же считает, придерживается такого же мнения, что и  Монтень, попрошу пересесть на стулья слева от меня.

Кто из учащихся так же считает, придерживается такого же мнения, что и  Ларошфуко, попрошу пересесть на стулья по центру.

Кто считает, как Экзюпери, попрошу пересесть на стулья справа от меня.

Но в течение всей дискуссии вы имеете право менять свою точку зрения и переходить из одной категории в другую!

 

 

 

Смотрят видеосюжет

Называют: о дружбе

 

 

 

Высказывают мнения

 

 

 

Высказывают мнения

 

 

 

Высказывают мнения

 

 

 

Переходят

 

Переходят

 

Переходят

3. Дискуссия по теме классного часа

Вопросы по теме №3 – «непохожесть»

  1. Стоял ли  когда-либо перед вами  выбор: быть изгоем, «белой вороной», индивидуальностью или, наоборот, слиться с серой толпой?

Помните правила ведения дискуссии, приводите примеры, аргументируйте свои ответы, умейте слушать других (Приложение 2).

  1. Читали ли вы произведение В. Железникова «Чучело»? Осуждаете ли вы поступки героев произведения?
  2. Как обращаетесь со своими  одноклассниками: по кличке или по имени?
  3. Какие качества в характере человека вы цените? Какие осуждаете?
  4. Как по вашему: должны ли инвалиды жить, учиться и работать среди здоровых или же жить отдельно, в специальных учреждениях?

(Если ответят, что среди нас, здоровых, то продолжить проблемный вопрос:

Но ведь многие дети не хотят дружить, общаться с такой категорией людей, держатся от них в сторонке, а некоторые и обижают… Почему так происходит?

Страх – это невежество и предрассудки. Инвалидами были Ярослав Мудрый, великий князь Василий Темный, полководец Михаил Кутузов, художник Борис Кустодиев и др. известные люди. Не надо бояться, надо уметь быть справедливыми, держаться наравне.

  1. Как вы считаете: дружба народов миф или реальность?

Россия всегда подвергалась нападениям: татаро-монголы, французы, немцы… Но по сей день поддерживаем мирные, добрососедские отношения – русские и татары.

  1. Вызывает ли у вас злость, что в нашем городе живут люди других национальностей?

Ведь это, как правило, смешение крови, конкуренция в профессиональной деятельности – рабочие места, «понаехавшие» уводят потенциальных женихов и невест, терроризм…

  1. Если одноклассник отличается от вас оттенком кожи или разрезом глаз, может быть,  одеждой, считаете ли вы, что это не подходящая компания для вас?

 

Отвечают, приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы:

Страх, боязнь оказаться на их месте, неумение с ними общаться, что-то не так сказать…

 

 

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему

 

Все учащиеся с места имеют право высказывать свою точку зрения на обсуждаемую философскую категорию, но с соблюдением всех правил дискуссии, представленных перед аудиторией (не перебивать, аргументировать высказывания, уважать чужую точку зрения и т.д.).

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему.

Вопросы по теме №2 – «дружба – это выгода»

  1. Существует ли настоящая дружба или это всегда выгода? Какой может быть выгода? Даже в животном мире есть такая «дружба».
  2. Дружба – это взаимный самообман?
  3. Верно ли выражение Бернарда Шоу, что с некоторыми друзьями и враги не нужны?
 

Вопросы по теме №1 – «бескорыстная дружба»

  1. В детской песне поется:
    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
    Вот что значит настоящий верный друг.
    Какое значение вы вкладываете в слово «друг»?
  2. Друг и приятель – это одно и то же?
  3. Как сохранить друзей, которые у вас есть?
  4. Может ли быть дружба без глубокого взаимопонимания?
  5. Может ли она быть основана на подражании одного другому? На слепом преклонении?
 

Вы имеете право поменять свою точку зрения и перейти из одной категории в другую!

Если поменяли свое мнение – переходят

4. Подведение итогов 

Грустно, когда человека ненавидят, не узнав, какой он на самом деле, каковы его чувства, мысли. Грустно, когда ищут в дружбе расчет или когда дружбы вообще нет.

Много вы привели своих примеров, мыслей о дружбе, какой она должна быть.

А теперь предлагаю вам оставить свой лучик на нашем солнце под названием «толерантность» – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Назовите составляющие толерантности.

 

 

 

 

Записывают маркером на лучике слова, после чего выходят, прикрепляют и зачитывают их. (Терпимость, уважение, снисходительность, принятие, сострадание, милосердие, мягкость, прощение, великодушие и т.д.)

В заключение:

Мир начинается с тебя –
Об этом помни.
В тебе живет цветок добра –
Его не скомкай,
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свою
Любовь и счастье.
И это чудо ты взрасти
На благо людям.
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь.
Всё, что сегодня приобрёл,
Возьмешь ты завтра.
Мир начинается с тебя –
И это правда!