Урок русского языка по теме "Лишь слову жизнь дана… " (над страницами О.Н. Трубачева). 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (296 кБ)


Предмет: русский язык

Класс: 8

Программно-методическое обеспечение:

Программа: Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Автор-составитель: Колусева Е.И.

УМК:

учебник: С.Г.Бархударов и др. 8 класс. Москва: Просвещение,2008;

рабочая тетрадь: Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова “Русский язык. 8 класс”. Москва, “Экзамен”, 2007

Оборудование:

  • портрет учёного, словари (этимологический, толковый, фразеологический),
  • компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка работ О.Н.Трубачёва.

Цели урока.

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с творческим наследием О.Н.Трубачёва – нашего земляка, известного учёного.

Развивающие:

  • способствовать формированию навыка работы с текстом, словарной статьёй, умения анализировать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к СЛОВУ, ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ российского народа.

Задачи:

  • создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирование коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к русскому языку как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранение уникального культурного наследия как гарантия сохранения единства страны и её культуры в будущем.

Используемые методы: частично-поисковый, эвристический.

Форма: комбинированный урок

Формы учебной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.

Виды контроля:

  • создание информационного листа по материалу презентации;
  • выполнение пунктуационного разбора;
  • индивидуальная работа (по материалам толкового и этимологического словарей);
  • работа с интерактивной доской;
  • создание презентации слова (домашнее задание)

Рефлексия (оценка обучающимися данного урока)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Вот уже не первый год в нашем городе проходят мероприятия, посвящённые городскому празднику “День русского языка”. В прошлом году мы говорили о сквернословии, скверне. В этом году вы знакомитесь с творческим наследием выдающегося учёного, лингвиста О.Н.Трубачёва.

Тема урока (записывается в тетрадь) Слайд №1.

Цели и задачи (объявляются устно) Слайд №2

Мой рассказ сегодня будет сопровождать небольшая презентация.

Задание классу: по ходу лекции составить в тетради информационный лист о деятельности учёного.

По словам испанского писателя, теоретика барокко, создателя трактата “Остроумие, или искусство изощрённого ума” (1642 г.) Бальтасара Грасиана:

“Культура создаёт личность” Слайд №3.

О.Н.Трубачёв – академик РАН, исследователь славянских языков и истории славянской культуры, всемирно известный славист, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор исторических наук.

“Разведчик древнейших корней славянской речи”, “Человек – словарь” - так в своё время назвали учёного. Слайд №4

Родился 23.10.1930 года на Волге, в Сталинграде. Отец был обычным врачом, мать – дочь православного священника. В 12 лет прочёл “Войну и мир” Л.Н.Толстого. Пережил все ужасы Сталинградской битвы. Позднее опишет всё в статье “Дневник сталинградца” В 1947 году закончил филологический факультет университета в Днепропетровске. С 1952 года, ровно полвека, жил и работал в Москве. А с 1961 года являлся сотрудником Института русского языка АН СССР В.В.Виноградова. Слайд №5

Ещё в 19 веке судьба языка волновала и тревожила душу известного классика:

Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос…
А.С.Пушкин.

Этому вопросу Олег Николаевич посвятил всю жизнь. Первая его книга “История славянских терминов родства” На титульном листе запись: “Посвящаю родителям”. В ней он рассматривает этимологию слов: отец, мать, родители. Слайд №6

Невольно может возникнуть вопрос: откуда такое желание познать Слово?

С детства. С фантастической любви к книге (по словам учёного) Культ книги царил в доме. Была большая библиотека. “Я вырос в семье, где любили книги. Мы все учились по книгам, да и сейчас большую часть информации мы берём из книг, хотя иные горячие головы толкуют о новых формах и источниках информации в будущем” (ст. “Книга в моей жизни”) Книги приучили его к усидчивости, а усидчивость “добродетель, помогающая познавать истину”. Какую?

Запись в тетрадь.

Книга – великий информатор, помогающий побывать в любом конце света, не покидая комнаты.

Хорошее изучение литературы – верный и наиболее экономный способ изучения литературы.

Задание: выполнить пунктуационный разбор 1 предложения.

Один филолог сказал: “Словари писать не трудно – нужно только каждый день писать по странице, и так…40 лет”. Так работал О.Н.Трубачёв.

Главный труд учёного 32-томный “Этимологический словарь славянских языков” Слайд №7

!!! В качестве консультации для учащихся (информация от учителя, заранее подготовленного ученика, запись на доске и т.д.)

Максимилиан Романович Фасмер (1886-1962)

Талантливый русский и немецкий языковед,   один из крупнейших этимологов века, учёный европейского масштаба. Создатель “Этимологического словаря русского языка”, который в последующем был переведён и дополнен О.Н.Трубачёвым.

Вопрос: Что такое этимология?

Слайды 8, 9

3. Закрепление.

А. Индивидуальная работа с этимологическим словарём. Какова этимология слов ШКОЛА, КАНИКУЛЫ, СПАСИБО.(2 человека)

Приложение 1.

Б. Индивидуальная работа с этимологическим словарём. Объяснить правописание слов, исходя из его происхождения. КОЛЕСО, ЗАПЯТАЯ, ПЕЧАЛЬ. (1 человек)

Приложение 2.

В. Сравнительный анализ толкового и этимологического словарей. На примере 1-2 слов показать, что общего и что различного в представленной информации (2 человека)

Приложение 3.

Г. Работа с интерактивной доской.

Слова записаны в 2 столбика. С помощью пера провести линии соответствия, образуя пары.(1 ученик у доски, остальные в тетради)

Приложение 4.

Д. Этимологическая справка. По данной справке угадайте фразеологизм, объясните его значение.

- Выражение это создалось ещё в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом. “Хлебать с солью” считалось таким же признаком состоятельности, как “сладко есть”. Случалось, что в богатом доме почётные гости “хлебали солоно”, а разной мелкоте доставалась несолёная пища.

Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, не добившись)

- древние воины, перед тем, как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча. Считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранив воинов.

Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью)

4. Подведение итогов. Слово учителя.

Первый музей О.Н.Трубачёва. Слайд № 10

Город Гейдельберг. Международный научный форум. Профессор из Бонна рассуждает: “Славяне научились выражать чувство благодарности только с принятием Христианства, и только 2 словами – спасибо, благодарю”. Трубачёв, улыбнувшись, отвечает: “Вы правы, но слишком прямолинейны. Славянский язык располагает большими возможностями по сравнению с другими языками. У меня есть кошка, собака. И им известно чувство благодарности. Вспомните глагол “помнить” (зло, добро). А как же оборот “Мы помним твою доброту, батюшка”. Нет, язык - это глыба, это океан, и он имеет огромные глубины”.

5. Диагностика.

- Продолжите строчку: О.Н.Трубачёв – это…

(можно использовать материал информационной страницы)

- Тестовое задание.

Приложение 5.

6. Рефлексия. Оцените урок, выбрав соответствующий смайлик.

Прикрепить магнитом к доске.

Приложение 6

7. Домашнее задание (на выбор)

- Написать эссе на тему: “Лишь слову жизнь дана…”

- Составить презентацию слова (происхождение, изменение, применение)

8. Вариант задания к уроку по статье О.Н.Трубачёва “Книга в моей жизни”

Примерные вопросы для организации беседы.

1. Как вы понимаете выражение “культ книги”? Есть ли в вашей семье “культ книги”? Как “культ книги” проявлялся в семье будущего академика?

2.Обращаете ли вы внимание на оформление книги? Вспомните, какие красиво, красочно или оригинально оформленные книги есть в вашей библиотеке?

3. Необходимо ли филологу знание иностранных языков? Какими языками владел О.Н.Трубачёв?

4. Хотели бы вы прочитать книгу в оригинале, то есть на том языке, на котором она была написана автором? Почему читать книгу в оригинале интереснее?

5. Лексикограф – чем занимаются люди этой профессии? Назовите фамилии известных вам лексикографов. Какие словари они составили?

Список использованной литературы.

1. О.Н.Трубачёв “Книга в моей жизни”.( сб.статей по русской этимологии. М.: “Лента”, 2008 г.)

2. Н.Н.Лисовой “Над страницами О.Н.Трубачёва” - Волгоград : лицей №8 “Олимпия”, 2008 г.

3. Новый энциклопедический словарь.- Большая Российская энциклопедия: РИПОЛклассик, 2005 г.

4. Этимологический словарь русского языка под ред. Г.А.Крылова. СПб.: ООО “Виктория плюс”, 2008 г.

5. Словарь русского языка:С.И.Ожегов; под ред.Л.И.Скворцова - М.: ООО издательство “ОНИКС”