Роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в школе

Разделы: Классное руководство


Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности [1, 2]. Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса. Главное назначение классного руководителя – поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Ведь классный руководитель — это профессионал-педагог, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, накопленной человеком, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальную коррекцию разностороннего развития каждой личности [3,4].

Культуротворческое направление работы школы “Гармония” включает в свою программу многообразие видов творческой деятельности, востребованные в процессе обучения. Эстетическая направленность образовательного процесса позволяет каждому учителю и каждому ученическому коллективу принять в нем участие, проявить себя.

Классный коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Поэтому перед классным руководителем стоит задача создания условий для формирования полифункционального коллектива:

  • обеспечение оптимального функционирования организованных структур по горизонтали (учитель - дети- родители) и вертикали (учителя, работающие над программой интегрированных уроков, и администрация школы) для продолжения эксперимента и разработки его научно- методического обеспечения (психологические и педагогические мониторинги, диагностика пребывания в школе).
  • координация действий педагогов гуманитарно-эстетического цикла по переводу интеграции этих предметов с жанрового на проблемный уровень.
  • усложнение интегрированных возможностей предметов гуманитарно-эстетического цикла.
  • создание адекватной ситуации общения внутри класса. Единство реализуемых задач обеспечивает жизнедеятельность класса, как малого организма со своими традициями и интересными перспективами.

Перед классным руководителем стоит ряд задач, это, прежде всего:

  • формирование нравственной и гражданской позиции по отношению к родному городу, России;
  • раскрытие склонностей и индивидуальных способностей подростков к творческой, исследовательской деятельности;
  • расширение сферы социальных контактов учащихся, включение их в разнообразные виды общественно - полезной деятельности;
  • формирование духовности и культуры;
  • формирование инициативности и самостоятельности учащихся;
  • формирование толерантности как свойства личности.

Я твердо верю, в силу воспитания и убеждена, что ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты.

Взяв, классное руководство в седьмом классе я растерялась. Только выпустила 11-й класс, в котором не было проблем ни с воспитанием, ни с учебой, ни с родителями. Класс, который понимал меня с полуслова. На первом классном часе на меня смотрят широко раскрытые глаза ребят. И все равно это были совершенно незнакомые, чужие дети.

Передо мной встал вопрос, как перестроиться? Как воспитывать, имея опыт работы с взрослыми людьми? Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Для этого было сделано много: проводились классные часы, праздники, экскурсии, и к концу седьмого класса я поняла, что мне повезло, мне достался чудесный классный коллектив, который только нужно правильно направить, воспитать.

Формированию коллектива, кроме коллективных творческих дел, способствовало регулярное анкетирование. Были использованы индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, классные часы разного плана, тесты. Я старалась вовлечь учащихся по всем направлениям деятельности школы: КВН, творческие конкурсы, социальные акции, викторины, участие в олимпиадах. Каждый из детей принимал в них активное участие.

Одним из важнейших направлений внеурочной деятельности классного коллектива стала шефская работа в начальной школе. Ребята готовили праздники, посвященные памятным датам, ездили вместе на экскурсии проводили “Огоньки”, тематические недели, во время Дней Самоуправления проводили уроки, на переменах организовывали подвижные игры. Вместе со старшеклассниками ученики начальной школы ходили 9 Мая на возложение цветов к Мемориалу. Когда старшеклассники приходят в класс, малыши уже знают – будет обязательно интересно.

Все это благоприятным образом сказалось на отношении учащихся к школьным учебным делам, все ученики в классе успевают, ходят на уроки без опозданий.

Пять лет я являюсь классным руководителем 11-“А” класса, класса моего становления как классного руководителя. С ним я пережила все трудности и радости в формировании дружного, целеустремленного, ответственного коллектива. Сегодня выпускники 11- “А” - моя гордость, участники и неоднократные победители школьных, районных, городских и международных творческих конкурсов.

Совместно разработанные праздники и концерты, конкурсы, экскурсии, театры, спортивные соревнования, “Огоньки”, совместные прогулки…- далеко не полный перечень классных мероприятий. В классе царит атмосфера доверия, ребята делятся своими сокровенными секретами, наверное, в этом и есть мое учительское счастье. В нем я черпаю силы и энтузиазм для непростой, но нужной работы.

Для разработки сценариев праздников в своем и в подшефном классе я использую образовательные возможности сети Интернет [5].

Совместная деятельность позволила создать воспитательный коллектив, такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

И каждый раз, входя в праздничный день в класс, видя улыбки своих учеников, шарики, красочно разрисованную доску, цветы, праздничную газету, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая важная и нужная.

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006
  2. Внеклассная работа / сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева – Минск,: Красико-Принт, 2006.
  3. Методика воспитательной работы /под ред. В.А.Сластенина.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2004.
  4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Классный руководитель XXI века // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1191&tmpl=com