Формы земной поверхности

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают, какие формы земной поверхности бывают; научатся сравнивать по схеме холм и гору; будут учиться замечать и ценить красоту природы.

Ход урока

I . Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового. Прочитайте тему урока. Чему мы будем учиться?

- Узнаем какие формы земной поверхности бывают. Научимся сравнивать по схеме холм гору, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

II. Работа по теме урока.

- Ребята, какой новый раздел мы с вами начали изучать?

- Раздел "Путешествия".

- Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что: слайд 2.

Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(гора)

Слайд 3. Гора

Учитель просит детей объяснить, что это такое, сформулировать определение.

Горы - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. ( слайд 4).

Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами - горными хребтами (слайд 5). Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины (слайд 6,7).

Равнины бывают плоские (слайд 8) и холмистые (слайд 9).

Объясните, почему равнины получили такие названия.

- Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения (слайд 10).

- Откройте учебники на странице 90-91. Перед вами физическая карта России. Найдите все крупные равнины на территории нашей страны. Каким цветом они изображены?

- Плоские равнины - зеленым цветом, холмистые равнины - светло-коричневым цветом.

Возвышения на равнине - это холмы. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги (слайд 11, 12). (Учитель рассказывает о вреде оврагов и как бороться с разрастанием оврагов)

Если холм или гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (ответы детей).

Давайте рассмотрим схемы горы и холма (слайд 13) и сравним их между собой. В чем их сходство. (сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину).

Учитель объясняет и показывает на схеме подошву, склоны, вершину.

  • Подошва (подножие) - это место, где начинается холм (гора).
  • Вершина - самая высокая часть холма или горы.
  • Склоны - это та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.

- Чем отличаются холм и гора?

(Горы выше - холмы имеют высоту до 200 м. , горы более 200 м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью) (слайд 14)

Сходство

  • Возвышаются над окружающей местностью
  • Имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину

Различия

  • Холмы имеют высоту до 200 м. , горы - более 200 м.
  • В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие - на несколько километров. А как красивы горы!

(слайды 15, 16, 17).

- Каким цветом на карте изображаются горы?

- Коричневым, темно-коричневым цветами.

- Найдите на карте горы (ученики показывают).

III. Закрепление.

Самостоятельная работа.

- Откройте рабочие тетради на странице 32. С помощью учебника напишите определения. Подпишите части холма. Нарисуйте гору и подпишите ее части.

(Ученики работают самостоятельно).

- Разгадайте кроссворды.

(Ученики получают задания и сетки кроссвордов, выполняют задания самостоятельно. Затем они проверяют свою работу по образцу предложенному учителем (слайд 18)).

По горизонтали:

2. Углубление с крутыми склонами.

5. Самая высокая часть холма или горы.

По вертикали:

1. Место, где начинается холм или гора.

3. Ровный или почти ровный участок земной поверхности.

4. Горы, расположенные рядами.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

- О чем мы сегодня говорили на уроке? (слайд 19)

- С какими формами земной поверхности мы познакомились?

- Что такое холм?

- Что такое гора?

- Какие горы нашей страны можете показать на карте?

- Какие равнины?

- Добились ли мы тех целей, которые поставили в начале урока?