Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (992 кБ)


Цели:

Предметные:

  • раскрытие строения и значения зрительного анализатора;
  • дать представление о строении и функциях глаза и его частей;
  • рассмотрение механизма проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляции.

Метапредметные:

  • формирование исследовательских навыков;
  • формирование умений: систематизировать, структурировать материал, способность делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • развитие коммуникативных качеств, культуры общения;
  • развитие интеллектуальных способностей учащегося;
  • развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • воспитание потребности в заботе о своем здоровье.

Задачи:

  • исследовать глазного яблоко и вспомогательного аппарата;
  • выяснить, как формируется изображение на сетчатке;
  • проанализировать способность глаза к аккомодации.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, игровые технологии, проблемные технологии.

Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза.

Оборудование:

- таблицы “Строения глаза”;

- компьютерная презентация “Строения глаза”;

- тестовый материал;

- коробка с исследуемыми предметами: статуэтка, фотография, орехи (фундук), носовой платок, апельсин, лайм.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний необходимых учащимся для усвоения нового материала, выполнение проверочного теста.

III. Актуализация знаний, изучение нового материала.

IV. Обобщение в игровой форме.

V. Подведение итогов, релаксация, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих, вступительное слово учителя (сообщение темы, цели и плана урока).

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос. Вопросы, представленные на слайдах:

- какие органы чувств человека вам известны?

- для чего необходимы человеку органы чувств?

- дайте определение термину “орган чувств”;

- какое научное открытие совершил физиолог И.П. Павлов в области изучения органов чувств?

- что такое рецепторы и какими свойствами они обладают?

2. Проверочный тест с вопросами разного уровня сложности:

1 вариант:

Задания А (выберите один правильный ответ)

1. Из каких частей состоит анализатор?

  1. из рецепторов;
  2. из нервных путей;
  3. из рецепторов, нервных путей;
  4. из мозговых центров.

2. Рецепторы - это:

  1. проводящие пути;
  2. чувствительные нервные окончания;
  3. центры коры больших полушарий;
  4. анализаторы.

3. Функции рецепторов:

  1. несут возбуждение от ЦНС к рабочему органу;
  2. воспринимают раздражение;
  3. переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные;
  4. переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные.

4. Нервная система:

  1. транспортируют питательные вещества;
  2. осуществляются гуморальную регуляцию;
  3. связывает организм с внешней средой;
  4. обеспечивает согласованную деятельность органов.

Задание Б.

1. Установите соответствие между анализаторами и их положением в отделах коры больших полушарий:

Анализаторы: Доли коры:
А) зрительный; 1) височный;
Б) слуховой. 2) затылочная;
3) лобная;
4) теменная.

2. Укажите характеристики эндокринных желез:

  1. они вырабатывают вещества, которые поступают в кровь;
  2. они вырабатывают вещества, которые поступают в полость тела или во внешнюю среду;
  3. к ним относят: щитовидную железу, гипофиз и эпифиз;
  4. к ним относят: молочные железы, потовые железы и железы кишечника;
  5. они выделяют секреты через выводные протоки;
  6. они не имеют выводных протоков.

Вариант 2.

Задание А (выберите один правильный ответ).

1. Вегетативная нервная система регулирует деятельность:

  1. спинного мозга;
  2. скелетных мышц;
  3. внутренних органов;
  4. переднего мозга.

2. К железам внешней секреции относятся:

  1. печень;
  2. надпочечники;
  3. гипофиз;
  4. щитовидную железу.

3. Рецепторы это –

  1. проводящие пути;
  2. чувствительные нервные окончания;
  3. центры коры больших полушарий;
  4. анализаторы.

4. Анализатор состоит:

  1. из рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса;
  2. из проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг;
  3. из участка коры головного мозга;
  4. из воспринимающего, проводящего центрального звеньев.

Задания Б.

1. Установите соответствие между характеристикой рефлекса и его видом.

Характеристика: Вид рефлекса:
1. врожденные рефлексы; а) безусловные рефлексы;
2. приобретенные рефлексы; б) условные рефлексы.

3. являются видоспецифичными;

4. являются индивидуальными;

5. рефлекторные центры находятся на уровне

6. спинного мозга и в стволе головного мозга;

7. рефлекторные центры находятся

8. преимущественно в коре головного мозга.

2. Установите соответствие между заболеванием, которое возникает в результате нарушения деятельности железы и ее названием.

Заболевание: Железа:
гигантизм а) гипофиз
базедова болезнь б) щитовидная железа

микседема

акромегалия

кретинизм

карликовость

III. Актуализация знаний, изучение нового материала (используемые технологии: личностно-ориентированные, ИКТ.

1. Учитель: приступая, к изучению нового материала я бы хотела немного поиграть с вами, для этого я вызываю нескольких учеников, завязываю им глаза и прошу отгадать предметы, находящиеся в коробке.

Ученики берут наугад первый попавшийся предмет и пытаются определить предмет на ощупь.

Учитель: Что это? Что ты можешь сказать об этом предмете? Какие органы чувств работают в этом случае? Что вы не можете определить?

После окончания исследования развязываются глаза, подводятся итоги.

Учитель: по окончании игры можно сделать о том, что в целом рассказать о предмете можно почти всё, не видя его, но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя.

2. Изучение нового материала с использование ИКТ. Демонстрация слайдов.

3. Издревле глаза занимали особое место среди органов чувств. Во все времена они символизировали суть и смысл жизни, их называли "зеркалом души”.

Слайд №2. “Значение зрения”.

По средствам зрения человек воспринимает до 90% всей информации. Глаза дают человеку до 1000 ощущений в минуту. Уникальность зрения в том, что оно позволяет опознавать предмет, определять его местоположение в пространстве, прослеживать перемещение, оценивать окружающую обстановку. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладеть грамотой, познавать науки и искусство, совершать трудовые операции. Анатомически глаз тесно связан с головным мозгом, так как светочувствительная оболочка глаза развивается из мозговой ткани.

Слайд №3,4. “Строение глаза”.

Глаз лежит в глазнице, имеет форму шара, состоит из глазного яблока со зрительными нервами и вспомогательного аппарата.

Наружная оболочка представляет собой капсулу цвета вареного белка куриного яйца — белочную оболочку, или склеру, которая защищает внутреннее ядро и позволяет сохранять его форму. Передняя часть склеры образована выступающей прозрачной роговицей, через которую внутрь проникает свет.

Средняя оболочка богата кровеносными сосудами. Ее называют сосудистой, а переднюю ее часть — радужкой. В состав сосудистой оболочки входит поглощающий свет черный пигментный слой. Радужка имеет форму кольца. Цвет ее определяется составом и количеством пигментов; один из них — меланин. Отверстие в центре радужки — зрачок. Он способен суживаться и расширяться. Величину зрачка регулируют мышцы радужки.

Слайд №5. “Строение сетчатки”.

Внутреннюю оболочку называют сетчаткой. Сетчатка, имея толщину около 0,2 мм, содержит фоторецепторы и несколько слоев нервных клеток.

Непосредственно к черным пигментным клеткам сосудистой оболочки прилегают фоторецепторные клетки — палочки и колбочки. Они содержат светочувствительные пигменты, для синтеза которых необходим витамин А.

В сетчатке насчитывают около 7 млн. колбочек и примерно 130 млн. палочек. Более чувствительные к свету палочки — это аппарат сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше, образуют аппарат дневного и цветового зрения.

К световоспринимающей системе мы отнесем фоторецепторы. От фоторецепторов возбуждение передается нервным клеткам, расположенным в разных слоях сетчатки. Длинные их аксоны в совокупности образуют зрительный нерв.

Многочисленные нейроны и их отростки составляют густую сеть, которой сетчатка обязана своим названием. Плотность нервных клеток в сетчатке не меньше, чем в ядрах головного мозга. Сетчатка — это вынесенная на периферию часть головного мозга.

Колбочки и палочки распределены неравномерно. На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно, в углублении которого сосредоточены только колбочки. Это место наилучшего видения. К периферии число колбочек уменьшается, а палочек — возрастает. На краях сетчатки находятся только палочки.

Вблизи желтого пятна по направлению к переносице находится слепое пятно. Там нет фоторецепторов, и оно не воспринимает свет. Это место выхода зрительного нерва, образованного множеством волокон, по которым зрительная информация передается в мозг.

Слайд №6. “Оптическая система глаза”.

Внутреннее ядро глазного яблока представлено хрусталиком, стекловидным телом и жидкостью камер глаза. Пространство между роговицей и радужкой образует переднюю камеру, а между радужкой и хрусталиком — заднюю.

Хрусталик — прозрачное и эластичное двояковыпуклое тело, находящееся позади радужки. Он преломляет световые лучи и фокусирует их на сетчатке. При расслаблении ресничной мышцы хрусталик становится плоским, а при сокращении — выпуклым. Это необходимо для “дальнего” и “ближнего” видения. Одновременно хорошо видеть и близко расположенные, и отдаленные предметы невозможно. Способность глаза видеть на различном расстоянии обусловлена изменением формы хрусталика и называется аккомодацией (от лат. аккомодатио — приспособление к изменениям).

Позади хрусталика находится стекловидное тело — прозрачная желеобразная масса.

Адекватным раздражителем для глаза является видимый свет. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи им не воспринимаются.

Роговица, передняя и задняя камеры, зрачок, хрусталик, стекловидное тело вместе образуют оптическую систему глаза, через которую проходит свет, прежде чем попадает на сетчатку. Эта система линз так преломляет свет, что на сетчатке получается перевернутое и уменьшенное изображение. Зрачок регулирует количество света поступающего на сетчатку. При ярком свете зрачок сужается, а при слабой освещенности — расширяется. Расширение наблюдается при эмоциональных и ориентировочных реакциях. Просвет зрачка регулируется вегетативной нервной системой: парасимпатические волокна суживают зрачок, симпатические — расширяют.

Несмотря на то, что изображение на сетчатке перевернуто, человек воспринимает предметы правильно, так как деятельность одних анализаторов корректируется другими.

Слайд №7. “Вспомогательный аппарат”.

Состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата. Защитные образования — брови, веки и ресницы. Брови предохраняют глаз от пота, стекающего со лба. Веки — подвижные кожные складки. Находящиеся на их краях ресницы (320 шт.) защищают глаза от пыли, снега, дождя, яркого света.

Слайд №8. “Слезный аппарат”.

В наружном углу каждого глаза помещается слезная железа со слезными протоками, по которым под верхнее веко постоянно выделяется слеза. Она обладает бактерицидным действием, омывает глазное яблоко и увлажняет роговицу. Жидкость по слезным канальцам стекает в полость носа. Мигание век и слезовыделение рефлекторно усиливается при раздражении роговицы.

Слайд №9. “Двигательный аппарат”.

Глаз – самый подвижный из всех органов человеческого организма, он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Движение глаз, повороты в сторону, вверх, вниз, обеспечивают глазодвигательные мышцы, всего их 6.

Восприятие окружающего мира основывается не только на зрительных ощущениях, но и на сведениях от других анализаторов, о которых мы с вами узнаем позже.

IV. Обобщение нового материала в игровой форме.

Групповая работа (класс разбит на 3 группы, каждой группе раздаются карточки с названиями структур глаза, которые необходимо распределить по представленным на доске системам зрительного анализатора).

V. Подведение итогов, релаксация, домашнее задание.

Выучить параграф 20, заполнить таблицу:

  Структура и части глаза Строение Функции
Вспомогательные системы      
     
     
Оболочки глаза      
     
     
Оптическая система      
     
     
     
     
Световоспринимающая система