Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры.

Древние философы Аристотель, Гиппократ, которые были известными фармакологами, проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику "движения кладовой жизни", а философ Платон писал: "Гимнастика есть целительная часть медицины". Не зря же гласит восточная мудрость "У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все." В последние годы предметом любого общества становится здоровье детей и подростков. Здоровье современных детей и подростков это будущее страны и ее генофонд, оборонный, экономический и культурный потенциал, трудовые ресурсы. Поскольку большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы то, каждый педагог должен владеть навыками сохранения и укрепления здоровья, технологиями формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Формирование ЗОЖ должно происходить в учебном процессе и внеклассных мероприятиях. Всемирная организация здравоохранения определила, что заболеваемость на 50% зависит от образа жизни, на 25% от экологии, 10-15% от состояния медицины и наследственности, 10-15 % от других факторов. Таким образом взрослые, педагоги могут повлиять на здоровья ребенка научив его здоровому образу жизни

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса (УВП). Поэтому перед школой была поставлена задача рациональной организации УВП, а именно:

– организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

– использование на уроках здоровье сберегающих технологий;

– организация и проведение динамических пауз.

Учебный процесс организован с учетом недельной динамики работоспособности.

Работоспособность в течение учебной недели 5-11 класс

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьника. Учителями нашей школы используются и поддерживаются следующие элементы здоровьясбережения и здоровьеформирования:

1) Обстановка и гигиенические условия в классе (оптимальная температура, влажность, освещенность);

2) Количество видов учебной деятельности – от 4 до 7 видов (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, списывание и т.д.).

3) Обязательным элементом здоровье сберегающей организации урока, предотвращающим утомление является физкультминутка, которую следует проводить в зависимости от преобладающего вида деятельности на 20-ой минуте урока. Упражнения должны быть разнообразны. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

4) Организация и проведение динамических пауз

Главная цель динамической паузы – дать возможность каждому ребенку побыть в движении. Помимо развития физической активности детей, динамические паузы должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Во время большой перемены учителя– предметники и классные руководители проводят различные спортивные, развлекательные игры. Одна группа детей во время динамических пауз занимаются в спортзале, другая часть детей выходят на свежий воздух, оставшиеся ребята посещают лечебно-физкультурный кабинет. Проведение таких занятий требует тщательной подготовки учителей. Иногда для проведения динамических пауз прибегают к помощи старшеклассников.

Игры и соревнования для проведения подвижной перемены.

“Группа смирно”

Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение, подает предварительную команду “Группа”, играющие должны выполнить это движение, например: “Группа, руки вверх ставь!” Если предварительная команда “Группа” не подается, играющие не должны выполнять это движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед. После игры отмечаются самые внимательные.

“Придумай сам”

Играют две команды. Первый игрок одной команды выполняет 2-3 упражнения и встает на место. Следом за ним упражнения выполняет игрок другой команды и т.д. Игрок, повторивший уже выполненное упражнение, приносит команде штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее число штрафных очков.

5) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

6) Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорки.

Результат урока – взаимный интерес, который позволяет снять утомление и предотвратить переутомление.

Важным условием совершенствования УВП и системы работы по сохранению и укреплению здоровья является организация и проведение внеклассной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников, формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю, а также контроль за их выполнением;

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня;

4) Обучение гигиеническим правилам в школьном оздоровительном лагере;

5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях и контроль за их выполнением;

6) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, принимать во внимание медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у “подростковых” врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

В нашей школе разработана программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья. Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся.

Формы деятельности:

Работа психолога и валеолога.

  1. Консультирование родителей “Здоровье вашего ребёнка”.
  2. Анкетирование отдельных родителей “Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозам”.
  3. Ведение “Дневников здоровья”, индивидуальных валеологических карт на учеников.
  4. Изучение личности ребёнка, заболеваемости в течение года.
  5. Работа с детьми на развитие графического навыка, внимания, памяти.
  6. Заполнение “Календаря настроения”, “Мои наблюдения за самочувствием”.
  7. Использование различных тренингов для снятия эмоционального напряжения.
  8. Индивидуальные беседы.
  9. Тематические классные часы.

Для выявления отношения к вредным привычкам используют различные методики.

Распространенной формой работы психолога и классного руководителя по профилактике вредных привычек в школе является проведение диспутов. Заранее детям дается тема диспута и вопросы для обсуждения.

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью физкультурно – оздоровительной работы школы.

Соревнования организуются для всех классов или отдельно для учащихся первой, второй или третьей группы здоровья. Проводятся соревнования между учителями и учащимися: “Волейбол”, “Футбол”, “Веселые старты”, “Кросс”.

Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях.

В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая характеристика маршрута. Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает оздоровительное воздействие многодневного похода.

В нашей школе проводятся однодневные походы (“Туристический слет школьников”), многодневные походы (“Движение волонтеров”, геологические слеты), однодневные экскурсии.

Проведение конкурсов стенгазет по профилактике инфекционных заболеваний, наркомании, табакокурении. Учащиеся сами находят информацию через интернет, в книгах, журналах, газетах, изучают специальную литературу.

Ведутся выпуски памяток, листовок, буклетов о ЗОЖ, организация тематических внеклассных мероприятий, классных часов.

Тематика классных часов разработана с 1-го по 11-й класс.

На классные часы приглашаются: медицинские работники (врач-нарколог, педиатр), психолог и валеолог школы. Проводятся тематические родительские собрания.”.

Проводятся Дни Здоровья. Дни здоровья несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Дни здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье.

Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.

Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинского работника школы, валеолога, социального педагога, психолога. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья.

Праздник здоровья может проходить в различных формах: “Путешествие в страну Здоровья”, “Клуб веселых и находчивых”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Дискотека здоровья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, для средних и старших – соответственно 90-150 минут и проводится он не реже одного раза в учебную четверть.

К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Им помогают учителя физкультуры, ученический комитет, родители. Дни здоровья проводятся под соответствующим девизом.

  • Январь – “Береги здоровье смолоду, охраняй всю жизнь!”
  • Февраль – “В здоровом теле – здоровый дух”
  • Март – “Витамины – здоровье!”
  • Апрель – “Смех – продлевает жизнь”
  • Май – “Быть здоровым – это круто!”
  • Сентябрь – “В поход за здоровьем”
  • Октябрь – “Башкирские народные игры”
  • Ноябрь – “Сигарета не к лицу ученику!”
  • Декабрь – “Наркомания– знак беды”

В сценарий входят: физкультминутки, подвижные игры с мячом, различные эстафеты, соревнования по легкой атлетике, лыжам. Результаты определяются на уроках физкультуры и суммируются на празднике здоровья.

Кроме внутришкольной работы учителя школы постоянно обмениваются опытом использования здоровье сберегающих технологий на районных методических объединениях, выступают на конференциях, на родительских собраниях, показывают “мастер-классы”, открытые уроки.

Ежегодно учителя нашей школы участвуют в научно-практических конференциях, республиканских конкурсах и проектах, публикуют материалы в научно-методических изданиях. Также принимают участие в конкурсе “Учитель года”, в республиканском фестивале “Через образование – к здоровью нации”, на республиканской научно-практической конференции “Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы”.

Отличительной особенностью данной системы является то, что она направлена на формирование культуры здоровья учащихся, охрану здоровья школьников и педагогов с учетом региональных особенностей, на основе образа жизни и традиций народов, населяющих республику Башкортостан. При реализации подобной модели формирование здоровья, использовании национальных традиций при воспитании гармонично развитой личности, становится такой же неотъемлемой частью образования, как и изучение основных учебных дисциплин, а также способствует приобщению подрастающего поколения к непреходящим ценностям своего народа, культуре своих предков.

Такая кропотливая работа течение двух лет дала свои результаты: уменьшилось количество пропусков по простудным заболеваниям на 40%; уменьшилось количество детей с хроническими заболеваниями; улучшились отношения между мальчиками и девочками; ушла проблема пропусков уроков физкультуры, так как дети совсем по-другому стала воспринимать этот урок. Проведение в период эпидемии этапных мероприятий, например, витаминотерапии, сократилось число пропусков по респираторным заболеваниям.

В настоящее время проблема здоровья становится все более актуальной. И одна из главных причин этого – негативное отношение человека к собственному организму. Поэтому в сложившихся условиях необходимо научить ребенка самому заботится о своем здоровье, сформулировать у него установку на поддержание собственного здоровья путем изменения образа жизни и выработки навыков позитивного гигиенического поведения. С учетом экологической ситуации сохранение и укрепление здоровья ребенка должно обеспечиваться посредством:

  • установки на ценность собственного здоровья;
  • приобретения знаний о своем здоровье, о технологиях его индивидуального накопления, формирования навыков и привычек, адекватных здоровому образу жизни;
  • овладения умением увеличить потенциал здоровья своего организма;
  • создания благоприятной образовательной среды, позволяющей
  • сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Литература:

1. Ахмерова С.Г. Учебно-методическое пособие, Уфа-БашГПУ – 2001 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8