Урок технологии в 6-м классе. Конкурс "Маленькие хозяюшки"

Разделы: Технология


Цели:

  • выявить степень осознанности и глубины знаний учащихся;
  • воспитать интерес к знаниям по “кулинарии”;
  • развить логическое мышление;
  • воспитать настойчивость в достижении цели.

Материалы для проведения конкурса: свежие овощи, продукты для проведения конкурсов, виды различных круп, кухонный инвентарь, боксерские перчатки, музыкальное оформление, призы, грамоты.

В конкурсе принимают участие несколько команд. Я приглашаю команды занять свои столы. Игра проходит в три тура. Первый тур это “Разминка. Второй тур - это ответы на вопросы викторины. Третий тур - практический конкурс, который придумали организаторы. Во время проведения практического конкурса проводиться конкурс для болельщиков. Когда команды устанут, они могут попросить музыкальную паузу.

Ход и содержание конкурса

Ведущий: Добрый день маленькие хозяюшки, добрый день уважаемое жюри! Спасибо, что пришли к нам на конкурс! Наша встреча, к которой мы долго готовились, состоялась. Сегодня вам предстоит вспомнить все, о чем мы с вами говорили и чему научились на уроках кулинарии. Открывая наш конкурс, хочу представить участников:(капитаны команд представляют участников).Наш конкурс сегодня оценивает компетентное жюри: (ведущий представляет состав жюри).

Конкурс-разминка
(За каждый правильный ответ – 1 балл)

  • Гурман – любитель и ценитель изысканной пищи.
  • Обжора – ненасытный, прожорливый человек.
  • Вегетарианец – человек, который питается растительной пищей.
  • Сластена – человек, который любит сладкое.
  • Специи – вкусовые продукты и пряности, применяемые, как приправа для улучшения вкуса и запаха пищи.
  • Соус – жидкая приправа, подливка к кушаньям.
  • Майонез – соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и различных приправ.
  • Изюм – высушенный виноград с косточками (семенами).
  • Кишмиш – высушенный мелкий виноград без косточек.
  • Урюк – сушеные плоды абрикоса, целые и с косточкой.
  • Курага – половинка плода абрикоса без косточки.

Перед практическим конкурсом необходимо вспомнить безопасные методы труда. (Сейчас каждая из команд вытянув билет, должна будет ответить на вопросы)

  • Назовите безопасные методы труда при работе с колющими и режущими предметами.
  • Назовите безопасные методы труда при работе на электрической плите.
  • Назовите безопасные методы труда при работе с горячей жидкостью.
  • Вы нечаянно разлили на пол масло. Ваши действия?

Конкурс “Экономная хозяйка”
Максимальная оценка – 2 балла

Участвуют по одному человеку из команды. Нужно быстро одеть спецодежду, затем правильно нарезать четвертинку буханки хлеба и красиво разложить на тарелке.

Конкурс “Зеленый огурчик”
Максимальная оценка – 2 балла

Участвуют по одному человеку от команды. Нужно быстро одеть спецодежду, нарезать огурец и уложить на тарелке.

А сейчас команды уходят для выполнения практического задания (приготовления “Омлет по-французски” (пока участницы готовят, мы с болельщиками продолжим конкурс.)

Конкурс “Этикет”
Максимальная оценка – 2 балла

Участвуют по одному человеку из команды. Нужно быстро, соблюдая правила этикета, съесть бутерброд и запить чаем.

Конкурс “Что за овощ?”
За каждый правильный ответ 1 балл

С закрытыми глазами достать из корзины один из овощей и назвать его.

Конкурс “Юные повара”
За правильный выбор продуктов 2 балла

Из горы продуктов, находящихся в корзине необходимо выбрать те, которые пригодятся для приготовления: Винегрета, салата, окрошки, селедки под шубой.

Конкурс “Рифма”
За каждую рифму 1 балл

Каждой команде предлагается подобрать к нижеприведенным словам рифму (в скобках даны возможные варианты ответов).

  • Картошка (морошка, окрошка, лукошко).
  • Огурец (храбрец, молодец, стрелец).
  • Томат (шпинат, маринад, автомат).
  • Лук (друг, плуг, бурундук).
  • Калинка (малинка, травинка, соринка, тычинка).
  • Редис (ирис, метис, нарцисс, Тунис).
  • Лучок (жучок, клочок, паучок).

Конкурс “Экспертиза”
За каждый правильный ответ 1 балл

Участвуют по одному человеку из команды. Нужно определить вид продукта (можно нюхать, трогать, пробовать). В тарелках находятся: Мука. Крахмал. Сухое молоко. Соль. Сахарная пудра.

Конкурс “Весёлая вкуснятина”
Победившей команде 1 балл

  • Кто быстрее съест конфеты-драже без помощи рук.
  • Кто быстрее развернет и съест конфету в боксерских перчатках.

Конкурс пантомимы
Максимальная оценка – 3 балла

Участвует вся команда. Каждая из команд готовит пантомиму (например, “чистил картофель и порезал палец”, “мыл посуду и уронил чашку” и т.д.). Команде-сопернику необходимо определить, что изображает пантомима.

Юмористическая викторина

  • Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
  • Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (репка)
  • В какой русской народной сказке брат не послушался сестру: нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  • Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: “Ловись, рыбка, большая и маленькая”)
  • Назовите имя героя английской народной сказки, который построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф из сказки “Три поросенка”)

Конкурс скороговорок
За каждую скороговорку 1 балл

Надо четко, быстро и правильно выговорить следующие скороговорки. Кто сможет?

  • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  • У осы не усы, не усища, а усики.

Конкурс “Отгадай загадку”
За каждый правильный ответ – 1 балл

  • Колючий, а не еж, сладкий, а не сахар? (Крыжовник)
  • Когда он зеленый, он крепкий. Когда он желтый, он мягкий. Он удлиненный, но не зерно. Загнутый, но не огурец. Живет в большой семье на дереве? (Банан)
  • Груша в клеточку? (Ананас)

Конкурс “Назови крупу и ответь, из какого злака она производится”
За каждый правильный ответ 1 балл

По одному представителю от каждой команды вызываются к столу, на котором находятся баночки с крупой. (Дети должны ответить, какая крупа из какого злака производится)

Правильные ответы: манная – из пшеницы; рис шлифованный, полированный - из риса; Геркулес – из овса; крупа гречневая – из гречихи.

Конкурс “Кто быстрее ответит”

Этот конкурс мы будем проводить следующим образом. Я задаю вопросы о кашах и крупах, а вы поднимаете руки. Но только после того, как я задам вопрос. Побеждает та команда, на счету которой будет больше правильных ответов.

  • Из какого злака готовится житная каша? (Из ячменя)
  • Как еще называется каша из зерен ячменя? (Ячная, ячневая, перловая)
  • Как произошло название каши “перловка”? (Сизо-серый цвет и слегка продолговатая форма цельных зерен ячменя, из которых варится перловая каша, слегка напоминает “жемчужное зерно”, а жемчуг в старину называли словом “перл”)
  • Из какого злака готовится пшенная каша? (Из проса)

Конкурс “Золушка”
За быструю и чистую работу 5 баллов

Участники должны рассортировать по трем тарелкам перемешанные зерна перловки, гречки и риса. Побеждает тот, кто быстрее справится с работой.

Конкурс загадок
За каждый правильный ответ 1 балл.

А теперь отгадайте загадки. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Следить за этим будет жюри.

  • Не море, а волнуется? (Нива)
  • Что за две недели зеленеет, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)
  • Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами? (Овес)
  • Мала малышка, золота кубышка? (Просо)
  • Лежит мужичок в золотом кафтане. Подпоясан, да не поясом. Не поднимешь, так и не встанет? (Сноп)
  • Сто братьев собрались в одну избушку ночевать? (Зерна в колосе)
  • Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом? (Пшеница, стебель, колос)
  • Маленький, горбатенький, все поле обрыщет, домой прибежит – целый год лежит? (Серп)

Конкурс сервировки стола

Нужно правильно сервировать стол к завтраку. За правильно сервированный стол максимальная оценка 5 баллов.

Ведущая: Наконец-то наши участницы выполнили практическое задание конкурса. Давайте посмотрим, как они справились с заданием. Жюри оценивает практический конкурс по 5 бальной системе. Участники ставят приготовленные блюда на сервированный стол.

Последним заданием нашего конкурса будет составление технологической последовательности действий при разделке рыбы.

Задание: Укажите цифрами с левой стороны правильную последовательность действий при разделке рыбы.

А. Промывают рыбу.

Б. Чистят рыбу от чешуи.

В. Удаляют плавники

Г. Отрезают голову.

Д. Снимают кожу.

Е. Нарезают на порционные куски.

Ж. Потрошат брюшко

Правильные ответы: 1-Б, 2-Ж, 3-В, 4-Г, 5-А, 6-Д, 7-Е.

Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Я прошу жюри подвести итоги конкурса и назвать команду-победителя. Награждение грамотами и подарками команд.

Приложение 1

Практический конкурс

Омлет по-французски

1. Приготовление омлета.

Яйца помыть (4 шт), взбить. Посолить (щепотка). Добавить 8 столовых ложек молока, 2 столовых ложки муки. Все хорошо перемешать, чтобы не было комочков.

На хорошо разогретую сковороду влить 2 столовые ложки растительного масла, вылить полученную массу. Убавить нагрев конфорки (поставить на 1).

Масса запекается под крышкой около 8 минут. Пока не затвердеет, нижняя часть омлета должна стать коричневой, верхняя часть должна оставаться мягкой. Омлет выложить на большую плоскую тарелку и разрезать на две части.

2. Приготовление фарша.

Обжарить на сковороде колбасу (50 гр). Выложить в миску. Добавить мелко нарезанный зелёный лук, 1 столовую ложку зелёного горошка, 1 чайную ложку майонеза, 1 чайную ложку кетчупа. Все перемешать.

3. На одну часть омлета выложить фарш. Накрыть второй частью омлета. Нарезать на порционные куски.

Омлет подать с горячим чаем!