Урок русского языка. Тема: "Правописание Н и НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цель: организация работы по усвоению правописания причастий и отглагольных прилагательных.

Задачи:

  1. Формировать навык написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
  2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
  3. Воспитывать культуру учебного труда, способствовать формированию ответственного отношения к учёбе, мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.

Технология: развитие критического мышления (РКМЧП), использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Вызов.

Этот этап урока выполняет мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).

Задание “Найди пару”.

Даны слова:

стари…ый

глин…ый

ржа…ой

Из предложенных ниже слов учащиеся должны выбрать пару к словам, записанным в столбик, обосновать свой ответ, делая необходимые условные обозначения.

Полотня…ый, были…ый, вкопа…ый, кожа…ый.

Приложение 1.

Выполненная работа выглядит так:

Старинный – былинный.

Глиняный – полотняный.

Ржаной - кожаный.

Ученики объясняют вслух написание слов, обосновывают свой выбор.

- Какое слово оказалось лишним? (Вкопанный)

- Назовите фразеологизм с этим словом. (Стоит как вкопанный)

Приложение 1

- Интересна история его происхождения. Вам она известна? (Учитель или подготовленный ученик рассказывают. Приложение 2)

II. Постановка проблемы.

- Итак, у нас осталось лишним слово вкопанный. Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить? Каковы ваши предположения: почему в этом слове пишется две буквы н?

III. Осмысление нового материала.

- Давайте проверим ваши предположения. Откройте параграф 21, прочитайте статью учебника, маркируя текст значками по мере его чтения (используем приём “Инсерт”):

“V” - уже знал;

“+” - новое;

“?” - не понял, есть вопросы.

Затем идёт диалог, обсуждение прочитанного.

- Обратимся к слайду № 8 , сформулируем ещё один случай правописания нн в причастии.

- Оформим новый материал графически (используем приём “Кластер”), чтобы привести наши мысли в порядок. Работаем в малых группах, затем обсуждаем выполненную работу.

Приложение 1

1. Первичное закрепление.

Рассуждаем вместе:

  • Вовремя посеянное - вовремя и всходит.
  • Рождённый ползать – летать не может.
  • Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещённую сторону, которую он никому не показывает.

2. Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе.

Выполняем упр. 114. Выписать надо только причастия и отглагольные прилагательные.

3. Выполнение тестовых заданий по вариантам.

I вариант

  1. В каком примере на месте пропуска пишется Н?
    1. Прочита…ые книги.
    2. Маринова…ые грибы.
    3. Решё…ый вопрос.
    4. Неноше…ый костюм.
  2. В каком слове пишется НН?
    1. Ржа…ое поле.
    2. Нарисова…ый дом.
    3. Вкусный соле…ый огурец.
    4. Девочка румя…ая.
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3

II вариант

  1. В каком примере на месте пропуска пишется Н?
    1. Скоше…ый клевер
    2. Стекля…ая ваза
    3. Плетё…ая корзина
    4. Асфальтирова…ая дорога
  2. В каком слове пишется НН?
    1. неезже…ая дорога
    2. испуга…ый стуком
    3. пута…ые ответы
    4. серебря…ое кольцо
  3. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?
    Тушё(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
    1) 2;  2) 1,2;  3) 2, 3;  4) 1, 2, 3

IV. Рефлексия.

Учащиеся анализируют, чему они научились на уроке. Всем раздаются листы с утверждениями. Напротив каждого пункта ученик должен поставить + (плюс) или - (минус) в зависимости от того, как он усвоил материал урока.

  1. Умею определять вид причастия.
  2. Нахожу пояснительные слова.
  3. Выделяю в причастии приставку.
  4. Вижу в слове суффикс -ова-(-ёва).
  5. Отличаю отглагольные прилагательные.

V. Домашнее задание.

  1. Выучить правило (параграф 21).
  2. Письменное задание по выбору (одно из трёх): а) упр.117; б) найти и записать в тетрадь 5-6 пословиц, в которых употребляются причастия и отглагольные прилагательные н и нн; в) придумать и выполнить своё задание по теме урока.