Формирование речевой компетентности дошкольников в соответствии с ФГТ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


«Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову и красоте природы и к музыкальной мелодии и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт»
В.А. Сухомлинский

Конечно же, не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но все же учиться этому самим и учить детей обогащать свой язык и находить точные, яркие слова. Использовать в речи различные средства образности просто не обходимо.

Линия творчества в программе «Детство» осуществляется в единстве с развитием познаний и чувств. Основная задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа ориентируется на многообразие проявлений детского творчества во всех видах деятельности, в том числе речевой сфере. В связи с приоритетом детского сада в художественно-эстетическом развитии считается приоритетным речетворчество детей. Используя различные виды искусств художественной деятельности, вызывать у детей чувство радости, удовольствия от удивительных открытий в мире природных явлений, желание запечатлеть свои наблюдения в художественных образах, проявляя при этом творческое мышление. Эти образы попытаться описать словами, сочинив про них маленькие сказки, рассказы, загадки (видео №1 сочинение загадок).

Методологическую основу моего педагогического опыта составляют работы связанные с развитием речевого творчества детей:

  • А.Е. Белоусова «Удивительные истории. ТРИЗ»
  • Е. Синицына «Умные сказки, рассказы, стихи»
  • А.В. Аджи «Развитие речи детей»
  • О.С. Ушакова «Развитие речи и творчество дошкольников»
  • Е.Б. Танникова «Формирование речевого творчества дошкольников»
  • Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Использование этих методик, на мой взгляд, позволяет ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепоститься, устраняет боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

Работа по развитию творческих способностей детей осуществляется мною в 3 направлениях:

  1. Организация учебного процесса по развитию речевой сферы средствами театрализованной деятельности и речетворчества.
  2. Взаимодействие с участниками образовательного процесса.
  3. Работа с родителями – повышение общей культуры в вопросах речетворчества, театрализованной деятельности развития ребенка.

В данном направлении работы и мной реализуется долгосрочный проект «Формирование речевого творчества старших дошкольников» рассчитанный на 2 года. Но предварительные итоги работы видны сейчас, что показывает «Анализ художественно-речевого развития старших дошкольников» 2010-2011 г. (диагностика), «Книга загадок», «Книга сказок» - совместное творчество, участие детей в городском конкурсе сказок «Хрустальная туфелька» 2009-2010 гг, 2010-2011 гг., конкурс чтецов – участвовали все дети, в финале 7 человек, 2 место по детскому саду Андриенко Камилла (видео №2 выразительное чтение стихов).

Повышенный интерес к окружающему и живой отклик на все прекрасное и удивительное – благоприятная почва для занятия с детьми творчеством. Поэтому яркие образы природы, поэтические строки, музыка просто необходимы на каждом занятии и благоприятны на прогулке. Наблюдаем, как падает опавший лист, как ложится на ладошку первая снежинка, как дрожит капелька дождя на листьях, как блестит роса на цветах и траве – подбираем при этом сравнения (на что похоже, с чем можно сравнить), эпитеты, к предложенному слову, составляем короткие рассказы (о чем может рассказать капелька дождя, листочек на дереве) – так создаются маленькие сказки, песенки (книжки малышки написанные совместно с родителями). В группе рассматриваем с детьми репродукции картин, иллюстрации, заучиваем стихи – это способствуют к развитию фантазии, воображения и творчества.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведений, различение жанров, обучение детей пересказу (фольклорных и литературных произведений), формирует умение строить связное монологическое высказывание и включает в себя ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами сравнениями эпитетами, метафорами, синонимами и др.

Развитие словесного творчества включает в себя все направления работы лексическую, грамматическую, фонетическую – ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно, правильно выбранный темп, дикция, эмоциональное воздействие речи, оказывает влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи у детей.

Название игры, цель Методические рекомендации
Младший возраст
Цепочка.

Цель: учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его, затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признака объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаком и не повторяться.
Угадай кто это? Угадай по описанию. Какая это игрушка?

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображаемым объектом только одному ребенку. Он описывает его не называя так, что бы остальные догадались о чем идет речь. Описывает объект следуя от общего к частному.
Старший возраст
Я назову признак, а вы перечислите его значения.

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). назвать какое либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – цвет, холодным – температура вещества).
Что (кто) делает так же?

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части), составлять загадки по моделям «как… но, не…».

Ведущий называет объект дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названые действия ярко выражены.

видео №6 игра - признаки

При восприятии стихотворных текстов развивается способность чувствовать художественную выразительность слова, закладывается основа любви к родному языку. Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях. Стихи помогают выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека. Декламируя стихи, дети передают личностное отношение к поэтическим строкам. Ежегодно дети нашей группы принимают участие в конкурсе чтецов в д/с (в 2011 г. заняли 2 место).

По средствам театрализованной деятельности совершенствуется монологическая и диалогическая речь детей. Становиться эмоциональной, совершенствуются импровизационные навыки детей (видео №3 составление сказок по картинкам).

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»
К.Д. Ушинский

Средствами обучения сочинению сказок можно решить множество задач, таких как:

  • Обогащение словаря
  • Развитие звуковой культуры речи
  • Структурированности и образности речи

«Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности»
Б. Беттельхайм

Для создания положительного эмоционального настроя детей на занятиях использую метод мнемотехники, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью, помогает составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы; кроме того наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Через сказку знакомлю детей с сезонными явлениями природы, с этой целью использую обучающие мнемотаблицы (осень, зима, весна). Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сезонной сказки (видео №4 рассказы по мнемотаблицам).

Как видите с помощью схем моделей и мнемотаблиц:

  • Наши дети уверенно пересказывают сказки, рассказы
  • Активизировался словарный запас
  • У них расширился круг знаний об окружающем мире
  • Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает его воображение, фантазию, расширяет его жизненные представления, дает ему первые уроки морали, справедливости, добра и любви. Сказка таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Она знакомит детей с яркостью, выразительностью родного языка: «Он певуч и поэтичен» Батурина Г. И. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, метафоры, сравнения, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. В сказках много пословиц и поговорок, которые делают ее не заменимым средством воспитания и обучения детей.

Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

«Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю»
Сухомлинский.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации
Младший возраст
Игра Составляем сказку

Цель: на предложенный сюжет придумать предложение

Воспитатель предлагает сюжет, дети придумывают по одному предложению – коллективное творчество
Игра Перепутанница

Цель: развивать внимание детей, замечать не точности

Хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети исправляют ошибки
Игра Меняем сюжет

Цель: придумать новый сюжет к знакомой сказке

Изменяется существенная деталь в сказке, как будет развиваться новый сюжет? (снегурочка из дерева не будет боятся солнца, а чего будет боятся?). Придумать другое окончание сказок, что бы они заканчивались хорошо, сказки были добрыми
Игра Сказка про любимую игрушку

Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша

Изменить сюжет хорошо знакомой сказки
Старший возраст
Игра Сказочные слова

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)
Игра В какой сказке?

Цель: находить сказочные тексты которые бы учили какому либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Игра Назови героя

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)
Игра Действия героя

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 3-4 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были. (приложение №2 придуманные детьми сказки).

Обращаю внимание детей на то, что происходит рядом с ними: в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. За сюжетную основу берем известные литературные ходы (например, деревянный Буратино стал стеклянный, резиновый, бумажный и т.д.).

Дети старшего возраста любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории. С помощью приемов мнемотехники учу детей правильно и грамотно составлять эти рассказы. Использовать в своей речи слова и выражении позволяющие начать и закончить рассказ или сказку, понять их структуру.

«Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления ребенка»
Илларионова Ю. Г.

Большую ценность для расширения представлений о предметах, явлениях окружающей жизни играют загадки. Они развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов.

Загадки, потешки, скороговорки важны для формирования эмоциональной сферы ребенка, развитие образного мышления, творческого воображения.

Что бы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир .

Игры и творческие задания для развития умений подбирать сравнения между 2 объектами

Название, цель Методические рекомендации
Младший возраст
Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая?

Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние

Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, видеть особенности предметов их качество, состояния сравнивать с другими предметами
Старший возраст
Д/И Добавь словечко

Цель: по названным определениям назвать предмет

Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния
Д/И Какой это человек?

Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам)

Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

видео №5 игра - какой, какая

Простые загадки предлагаю детям с 3 летнего возраста, учитывая при этом знание детей об окружающих предметах, о которых идет речь в загадках. При этом идет опора на натуральные предметы, картинки, игрушки. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Таким образом, используя загадки, обогащаю словарь детей, расширяю представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Взрослые придумывают загадки по моделям (приложение №1 придуманные детьми загадки).

Игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи:

Название, цель Методические рекомендации
Старший возраст
Шишка. Какие бывают иголки? Кого можно гладить? Ручка-ножка. и другие.

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях, закреплять умения, различать значения слов.

Знакомить детей с многозначными словами, заменять на сходные слова.
Кто это ползет?

Цель: подбирать слова обозначающие признаки и действия, составлять описание.

Учить описывать животных, насекомых, отражая в речи существенные признаки отличающие друг от друга, похожих по свойствам (еж – елка и т.д.)
Закончи предложение.

Цель: подбирать глаголы обозначающие окончание действий.

Ребенок заканчивает предложение начатое воспитателем.
Чего нет? Кто у кого? Где спряталась игрушка?

Цель: учить правильно согласовать сущ. и прил. в роде, числе, падеже., употреблять предлоги пространственного значения, соотносить название животных и их детенышей

Дети без наглядности обучаются образованию форм Рп единственного и множественного числа, существительным и прилагательным

Я считаю, что у моих выпускников сформирована социальная компетентность, дети владеют важнейшими жизненными навыками необходимыми для успешной социализации в коллективе, обществе.

Дети творчески компетентны, у них сформированы умения выйти за пределы исходной реальной ситуации в процессе преобразования создать новый оригинальный продукт.

Умеют проявлять творческую активность в музыкальной, театрализованной, речевой деятельности.

Таким образом наш выпускник социально адаптированная личность готовая в учебной деятельности, компетентный в разной видах детской деятельности.

От редакции: Видеофайлы были ужаты для выполнения требования по максимально допустимым размерам файлов приложений. Видео оригинального качества у автора (свыше 600 мегабайт).