Развитие творческой активности на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Класс: 8

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение сведений об односоставных предложениях (виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставных предложениях);
  • формирование умения находить в тексте односоставные предложения
  • совершенствование работы над комплексным анализом текста;
  • совершенствование умений определять тип речи и стиль данного текста, вычленять проблемы текста, поднятые автором;
  • развитие связной речи учащихся, выработка умения работать над сочинением-миниатюрой с использованием односоставных предложений;

Развивающие:

  • развитие внимания, логического мышления, аргументированной речи, самостоятельности, развитие интереса к языку

Воспитательные:

  • этическое и эстетическое воспитание учащихся через текст

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Целеполагание.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Односоставных предложений, где встретимся с интересными заданиями, решение которых потребует знаний по теме: "Односоставные предложения". Путешествие будет по станциям. Итак, в путь.

- Предлагаю вам тему урока, попробуйте задачи сформулировать самостоятельно (выслушиваются варианты уч-ся и идет корректирование задач урока).

3. Актуализация полученных знаний.

Станция 1 "Высказывательная"

- Кому принадлежат эти высказывания?

- Какой общей мыслью объединены все эти высказывания?

- Какие предложения можно отнести к теме "Односоставные предложения"?

а) Любите и изучайте русский язык. (Горький)

б) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. (Тургенев)

в) Нам дан во владение самый богатый, меткий. Могучий и поистине волшебный русский язык истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (Паустовский)

Станция 2 "Отдаленные страницы"

- Какие пары слов не являются словосочетаниями и почему (на доске)?

группа  2 группа   3 группа
а. Радостное настроение а. Ты жива   а. Вихри снежные
б. Мороз и солнце б. Тот свет б. Мглою кроет
в. Ты дремлешь в. Несказанный свет в. Буря кроет
г. Друг прелестный г. Над твоей избушкой г. Завоет и заплачет

Станция 3 "Лексическая"

- Составьте словосочетания, используя слова - паронимы.

Искусный - искусственный

Представить - предоставить

Происки - поиски

Эффектный - эффективный

Вдохнуть - вздохнуть

Станция 4 "Подумайкино"

а) Определите тип простого предложения:

а) односоставное;

б) двусоставное.

1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

2. Не забывай родные дали.

3. Принесли к врачу солдата только что из боя.

4. Есть в мире сотни замечательных явлений.

5. Юность склонна к быстрым обобщениям.

6. Обожаю всяческую жизнь.

7. Быть грозе великой.

8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

9. Опалило ивушку грозою.

10. Я воспитан природой суровой.

б) Дополните схему

в) выполните тестовые задания

Тест 1. Найдите назывное предложение.

1. Вот мельница. Она уж развалилась.

2. Тишина.

3. Заметался пожар голубой...

4. Вот и домик виден на горе высокой..

Тест 2. Найдите определенно-личные предложения.

1. Насильно мил не будешь.

2. Приветствую тебя, пустынный уголок.

3. В дверях звонят.

4. Буду ждать в погоду, в непогоду.

Тест 3. Найдите обобщенно-личное предложение.

1. Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

2. От засыхающих листьев пахло осенью.

3. По одёжке протягивай ножки.

4. Морозный день.

Тест 4. Найдите неопределенно-личное предложение.

1. Уважайте в себе и других человеческую личность.

2. В воздухе начинало чуть-чуть сереть.

3. Из дворов выгоняли на улицу овец, телят и коров, выносили сундуки, овчины, кадки.

4. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.

г) Какие предложения называются неполными?

- Являются ли неполными следующие предложения:

1. Раннее утро.

2. Рассвело.

3. Последние новости узнаю по радио.

4. Газеты нам приносят днем.

5. Ночь, и на улице ни огонька.

Ответ: Все эти предложения полные, односоставные, кроме 5: 1 - назывное, 2 - безличное, 3 - определенно-личное, 4 - неопределенно-личное.

Станция 5 "Отдыхайкино" (физминутка)

Станция 6 "Игровая"

Игра "Ромашка": отрывая "лепестки" с записанными на них односоставными предложениями, учащиеся поочередно читают их и определяют их вид.

1. Было тревожно, душно, беспорядочно.

2. В дверь постучали.

3. До ближайшей деревни всё равно не дойдёшь.

4. Сенокос.

5. Уже рассвело.

6. Люблю твой строгий, стройный вид.

Станция 7 "Собирайкино"

Работа с деформированным текстом

Тропинка об..гнула куст боярышника и лес раздался в стор..ны посредине п..ляны в белых св..ркающих одеждах огромный и в..личестве:ый как собор ст..ял дуб. Деревья почтительно ра..тупились чтобы дать старшему собрату ра..вернут..ся во всей своей силе. Его нижние ветви шатром ра..кинулись над п..ляной. снег наб..лся в глубокие морщины коры. Листва усохнув от ос..ни почти облетела. Дуб до самой в..ршины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

- Так вот он зимний дуб!

Задания:

1) прочитайте текст;

2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

- Как изменился текст?

- Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

Станция 8 "Проверяйкино"

Цифровой диктант "Проверь себя"

Запишите порядковый номер и тип предложения, обозначая его цифрами

1 - определенно-личное, 2 - неопределенно-личное, 3 - обобщенно-личное, 4 - безличное, 5 - назывное

1) Божественная ночь! Очаровательная ночь!

2) Кругом ни звука.(безличное)

3) Неплатившего должника приковали цепью к пушке. (неопр.-личн.)

4) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. (двусоставное)

5) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом.(определённо-личное)

6) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках (безличное)

7) Вот и обожженное дерево и кусты терновника! (назывное)

8) Нет уз светлее товарищества.(безличное)

9) Морозило сильнее, чем с утра. (безличное)

10) Возьми свои палки, да и колоти. (определённо-личное)

11) Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам! (безличное)

Станция 9 "Творческая"

Творческая работа . Сочинение-миниатюра "Смотрю в окно"

4. Рефлексия

Станция 10 "Итоговая"

5. Дифференцированное домашнее задание.

Подготовиться к тестированию по теме "Односоставные и неполные предложения".

  • 1 группе - написать сочинение-миниатюру на тему "Зимний день":
  • 2 группе - самостоятельно составить 5 односоставных предложений;
  • 3 группе - по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.