Путешествие по природным зонам Африки

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цели:

  • Образовательная: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки;
  • Воспитательная: расширение кругозора;
  • Развивающая: развитие интеллектуальных умений делать выводы, работать с тематическими картами атласа, с контурными картами, учебником.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: настенная карта, атласы, презентация, содержащая фотографии природы и органического мира.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа

1. Почему Африка - самый жаркий материк? (В связи с географическим положением, так как экватор пересекает посередине и располагается между северным и южным тропиком, солнце в зените.)

2. Перечислите компоненты климата? (Среднегодовая температура, температура июля, температура января, абсолютный max и min температур, ГКО, господствующее направление ветров.)

3. Типы климатических поясов Африки? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический.)

4. Тип климата в Дебундже? (Экваториальный)

5. Тип климата в Алжире? (Субтропический)

6. Тип климата в Валлене? (Тропический)

7. Название диаграмм, с помощью которых легко можно определить тип климата? (Климатодиаграмма)

8. Восходящее движение воздуха характерно для . . . . . . . пояса? (Экваториальный)

9. Для какого пояса характерно нисходящее движение воздуха? (Тропический)

10. Для каких поясов характерно смешанное вертикальное движение воздуха? (Субтропический, субэкваториальный)

11. Для субтропического пояса характерны воздушные массы : и :? (ТВ и УВ)

12. Для экваториального пояса характерны : воздушные массы? (ЭВ)

13. Осадков выпадает 850 мм в год, главным образом летом. (Субэкваториальный)

14. Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100 мм. (Тропический)

15. Тепло и дождливо в течение всего года. (Экваториальный)

16. Все ли климатические пояса повторяются дважды, кроме :? (Экваториальный)

17. Что такое самум? (Ветер дующий в пустынях тропического пояса летом и несущий тучи песка.)

18. Устье Нила? (Белый и Голубой Нил сливаются у города Хартума.)

19. Дельта реки Нил? (Средиземное море.)

20. Показать на карте реку Нил.

21. Самая длинная река мира, длинна которой 6671 км? (Нил.)

22. К бассейну, какого океана относится река Конго? (Атлантический)

23. Конго - это самая ::: река? (Полноводная)

24. Показать на настенной карте р. Конго.

25. Показать на настенной карте р. Нигер.

26. Показать на настенной карте р. Замбези.

27. Показать на настенной карте оз. Виктория.

28. Показать на настенной карте оз. Ньяса.

29. Показать на настенной карте оз. Чад.

30. Показать на настенной карте р. Лимпопо.

Итак, ребята, на прошлом уроке мы познакомились с климатом и внутренними водами Африки. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным зонам.

III. Изучение нового материала

Беседа, самостоятельная работа учащихся. (По ходу рассказа учащиеся заполняют самостоятельно таблицу, вписывая климатические пояса, типы почв, растительный и животный мир.)

Ребята мы с вами отправляемся в путешествие по природным зонам Африки.

Путешествуя обязательно необходимо вести дневник, записывая все увиденное и услышанное. Я раздаю вам каждому свой дневник. Подпишите его и поставьте дату. В ходе нашего путешествия вы будите записывать в дневники растения и животных каждой природной зоны, а также тип климатического пояса и почвы. Записывать каждый будет самостоятельно.

Итак, первый пункт нашего путешествия - это Влажные экваториальные леса (гилея).

Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора.

Экваториальные леса Африки разнообразны по составу. Одних только деревьев насчитывается около 1000 видов. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др. В нижних ярусах растут бананы, древовидные папоротники, лианы.

Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны - мартышки, шимпанзе и др.

К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные (африканский оленек и др.). На лесных опушках и к берегов водоемов встречаются редчайшие на земле животные - карликовые бегемоты (ростом до 80 см) и родственники жирафа - окапи, обитающие только в Африке. Крупный хищник экваториальных лесов - леопард. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны гориллы, которые больше нигде не встречаются. В рыхлой почве и лесной подстилке водятся змеи, ящерицы. Во всех ярусах леса распространены муравьи.

Так что же такое гилея?

Ослепительная красавица?! - Да

Подавляющий великолепный дворец! - Безусловно, в первый день

Зеленый ад!

Наконец.

Ну, теперь видно, что мы пересекли большой зеленый массив. Стоя спиной к черной стене, мы в первый раз выпрямимся во весь рост, и будем вдыхать полной грудью воздух саванн.

Второй пункт нашего путешествия - саванны и редколесья.

Саванны в Африке занимают огромные пространства - около 40% площади материка.

Почвы и растительность саванн зависит от продолжительности сезона дождей. Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, образуются красные ферраллитные почвы. Травы достигают 3 м в высоту. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с редкорастущими деревьями, огромными баобабами с раскидистыми ветвями, масличные пальмы, пальма дум.

Там, где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев, распространены типичные саванны с красно-бурыми почвами, с не очень высокими травами. На безбрежном травянистом пространстве выделяются различные акации с плоской зонтикообразной кроной.

На границе с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, образуются опустыненные саванны с сухими колючими кустарниками и редкостоящими жесткими травами. Встречаются также молочаи.

Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне: разнообразные антилопы, полосатые зебры, жирафы. Водятся в саванне и другие крупные травоядные животные - слоны (масса до 4,5 т), буйволы, носороги. По берегам рек и озер встречаются бегемоты (масса до 3т). Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники - гепарды, леопарды, шакалы, гиены. Среди них самый сильный и грозный - лев. В реках обитают крокодилы, наиболее крупные из них - нильские - достигают в длину 5-6 м.

Саванны Африки необычно богаты птицами: нектарница, страус, птица марабу, птица-секретарь. Чрезвычайно много в саванне термитов. Большой вред населению приносит муха цеце.

Итак, мы посетили влажные экваториальные леса и саванны, и у нас осталась еще одна природная зона, которую мы не посетили - это тропические пустыни.

Тропические пустыни в Африке занимают огромную площадь. Наибольшую площадь пустыни занимают в Северной Африке. Годовая сумма осадков в Сахаре почти повсюду меньше 100мм. В летнее время жара достигает 40 - 50 ?С в тени. Большие суточные и значительные годовые амплитуды температур вызывают сильное физическое выветривание. В Сахаре огромные площади занимают каменистые пустыни. С ними чередуются глинистые и песчаные пустыни, где местами громоздятся дюны и барханы.

Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами, особенно в центральной части, ее нет совсем. Кое-где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники. Только в оазисах развивается богатая растительность. Животные Сахары: антилопы, ящерицы, черепахи, змеи. Многочисленные различные жуки, саранчевые, скорпионы. Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы.

В Южной Африке зона пустынь занимает побережье Атлантического океана (пустыня Намиб). Для нее характерно уникальное и удивительное растение вельвичия. К востоку и северу пустыни Южной Африки переходят в полупустыни, где преобладают колючие подушкообразные растения, а также молочаи и алоэ. Характерны также дикие арбузы с сочными плодами.

Итак, на этом наше путешествие закончено.

IV. Закрепление

Итак, сегодня на уроке рассмотрели три основные природные зоны Африки. Какие это зоны? (Экваториальные влажные леса, Саванны и редколесья, Тропические пустыни.)

Вывод-связка, поурочный вывод (вывод делают учащиеся, учитель корректирует)

Сегодня на уроке мы рассмотрели природные зоны Африки. Таким образом, мы закончили рассматривать природные особенности Африки.

V. Домашнее задание

Ваше задание дома, используя текст учебника подкорректировать, заполненные таблицы. В тетради написать сочинение на тему "Три дня в Африке" или выписать описание природы Африки из художественной литературы.

VI. Оценки за урок

За каждый правильный ответ каждый учащийся получает жетон. По числу полученных жетонов выставляется оценка:

  • 3 - "5",
  • 2 - "4",
  • 1 - "3"