Сюжетно-ролевая игра "Типография"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • формирование коммуникативных умений и навыков:
    • учимся внимательно слушать собеседника;
    • вежливо реагировать на вопросы;
    • ориентироваться в ситуации;
    • согласовывать свои действия с потребностями других;
    • доверять, помогать, поддерживать тех с кем общаешься;
    • проявлять чуткость, отзывчивость, соперничать, оценивать эмоциональное поведение друг друга.
  • знакомство детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей;
  • воспитание интереса к окружающему миру, творчеству и фантазии людей разных профессий.

Материал и оборудование к игре:

  • компьютеры, вывески, телефоны, детские фотокамеры, печатная машинка, иллюстрации по цехам типографии;
  • рисунки, фото, краски, бумага;
  • детские газеты, журналы;
  • бейджики;
  • записные книжки, авторучки.

Методические приемы: диалоги, собеседование, обсуждение, дискуссии, рассказывание; творческая деятельность, аппликация, рисование, подбор шрифта, рисунков, фото.

Действующие лица: главный редактор, экскурсовод, корреспонденты, журналисты, фоторепортеры, художники – дизайнеры, операторы, печатники, менеджеры по рекламе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступление

Юля: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в нашей типографии «Улыбка». Я – главный редактор, а это мои помощники. Коллеги, представьтесь, пожалуйста, гостям.

Ксюша: Я корреспондент, журналист.

Лера: Я корреспондент, фотограф.

Аня Н.: Репортер.

Альбина: Художник-дизайнер.

Вова, Вика Т.: Операторы.

Влад: Печатник.

Юля: Уважаемые коллеги, сегодня предстоит огромная работа. Дети в детских садах ждут радостных и интересных новостей, раскрасок, кроссвордов и новых книг. Приступайте к работе. (Дети разошлись по местам: стол – операторская, стол – дизайнерская, стол – дискуссий-обсуждений.)

II. Экспресс-опрос. Работа корреспондентов-журналистов:

  • Как вы заботитесь о своем здоровье?
  • Интересуетесь ли спортом?
  • Какие статьи в газете вас больше всего интересуют?
  • Есть новость: в соседней группе младшей появился компьютер, нужен ли он детскому саду вообще?
  • Какое настроение у Вас с утра?
  • Чувствуете ли вы весну?
  • Я советую Вам посмотреть вокруг, слышите, птицы поют? Это весна!
  • Я надеюсь, у Вас улучшилось настроение?

III. Юля: Продолжаем свою работу. Проходите, пожалуйста, в наш зал дискуссий – обсуждений.

Ксюша: Примите работу проделанную мной.

Марина: Тема репортажа есть! Что главное в вашей статье?

Ксюша: Весеннее настроение.

Марина: Я предлагаю этот материал поместить на первую страницу!

Ксюша: Я хочу предложить рубрику «С днем рождения!»

Лера: Пожалуйста, примите мой опрос жителей нашего города.

Аня: О чем ваше интервью?

Лера: Развлечения детей.

Аня Н.: Тему вашу я бы назвала «Отдых – это не безделье!» Вы согласны?

Лера: Я согласна. Пойду готовить следующий репортаж.

Аня Н.: Долгое время все книги без исключения набирались вручную. Работа нехитрая, но уж очень утомительная. И тогда на помощь человеку пришли умные машины. Одна из них ЛИНОТИП. С виду линотип похож на огромную пишущую машинку. Быстро работает линотип, однако не быстрее, чем пальцы наборщицы-линотипистки, нажимающей на клавиши.

Артур: Я предлагаю фотографии к развлечениям.

Марина: Они темноваты, дайте сюда фото, но ярче.

Гриша: Да, вот есть такие фото!

Альбина: Эти картины можно поместить в газету.

Юля: Подписывает и отдает в печать.

IV. Влад: Печатный цех нашей типографии. Наготове огромные машины с металлическими барабанами и с красочными аппаратами, наполненными желтой, синей, красной, черной краской. Бумага, свернутая в толстые, тяжелые рулоны.
На барабаны надевают печатные формы. Печатник нажал на клавишу, и пошло – поехало! Завертелись десятки валов: одни накатывают краску на печатную форму, другие разматывают рулон бумаги, третьи тянут бумагу, четвертые прижимают ее к барабану. И вот теперь, когда лист готов, его сгибают, как тетрадку, переплет и готово!

Вова: Перед вами фотонаборный автомат. У этой машины нет ни клавиш, ни матриц, ни котла с расплавленным металлом. Все буквы, цифры и знаки нарисованы на прозрачном диске, который вращается с бешеной скоростью.
Впереди него лампа, позади – фотопленка шириной в книжную страницу.
Вспыхнет на мгновение лампа, высветит нужную букву – и вот уже она отпечатана на пленке.
Оператор выстукивает нужный текст, а машина выполняет свою работу.

Альбина: Пока в одних цехах набирают текст, в других готовят для них рисунки.
Мы находимся в мастерской художника. Большинство рисунков уже готово. Посмотрите, какие они яркие, многоцветные! А ведь нарисованы рисунки всего тремя красками: желтой, синей и красной. Однако если смешать их одну с другой, получается и зеленая краска, и оранжевая. Вернемся в типографию. Здесь стоят специальные автоматы – Цветокорректоры. Вставим рисунок в автомат, а он уже сам разложит цвета и сам перенесет рисунок художника на пленку и в набор.

Юля: Вот мы находимся в зале, где и получаются книги и газеты. Я просматриваю, подписываю к печати.

V. Телефон

(Звенит телефон)

Юля: Я слушаю. Да. Заявки принимаем, приходите к нам в офис по нашему расписанию с 14 до 15. Ах, вам срочно, вам главного редактора, пожалуйста!

– Ребята! Поступила заявка создать рекламу о детском саде «Улыбка». Всех гостей и репортеров приглашаю в рекламный отдел. (Все отправляются в музыкальный зал)

VI. Реклама

Вместе:

Мы все хорошие ребята,
Мы любим в детский сад ходить
Не зря наш сад «Улыбкой» назван,
Чтоб детям счастье подарить!

Валя (мама):

Детский сад «Улыбка» – садик наш родной
Здесь творят, играют и поют с душой!

Аня С.:

Мир фантазий, ощущений, доброты
Нам открыт здесь день за днем,
Потому растем, мечтаем
Очень весело живем!

Гриша (папа):

Сказки слушают, рисуют,
С настроением танцуют,
Играя, учат здесь ловить
И крепко – накрепко дружить.

Дети продолжают игру.