Особенности развития представлений о сезонных изменениях в природе на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у умственно отсталых дошкольников четвертого года обучения

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Конспекты фронтальных занятий

Экскурсия

Тема: "Осень"

Цели: Уточнение и расширение представлений об осенних проявлениях в природе. Обогащение и активизация словаря по теме "Осень". Развитие эстетического восприятия окружающего и понимания собственной причастности к окружающему миру.

Оборудование: Картинка с изображением осеннего пейзажа. Словарь: Осень, листопад, рябина, грозди, моросить, хмуриться, облетать, золотая, пасмурный, моросящий.

Ход занятия

_. Организационный момент

1. Аудиозапись песни "Осень под зонтиком" (Т.Бокова).

2. Сообщение темы и цели экскурсии.

__. Выход и проведение экскурсии

1. Актуализация опорных знаний по теме

Предлагается внимательно послушать стихотворение.

Осень. Листья увядают.
И с деревьев опадают.
Дождь весь день на землю льёт,
Ночью ветер в окна бьёт...

О каком времени года говорится?

- Какие признаки осени можно выделить?

2. Самостоятельные наблюдения детей

Предлагается погулять по осеннему скверу, послушать, как шуршат опавшие листья.

Обратить внимание детей на красоту осенних деревьев, на листопад, рассмотреть, как расцвечены листья, на грозди рябины, как светит солнце, хмуриться ли небо, моросит ли дождь, проследить за направлением ветра.

3. Динамическая пауза

1. Подвижная игра "Осенний ветерок"

Представьте себе, что вы - осенний ветерок. Ветерок подхватил лёгкие сухие листья и закружил их в воздухе.

4. Наблюдения детей под руководством педагога

Познавательная беседа:

Загадка:

В холодном небе тучек просинь,
И ветер рыщет между сосен.
И дождь идёт холодный очень.
Сентябрь, октябрь, ноябрь - это... Осень.

Вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какое небо? Как светит солнце?

- Есть ли листья на деревьях?

- Идёт ли дождь?

- Как одеты люди?

5. Закрепление.

Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов).

В природе всё идёт по порядку. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень очень важный период года. Осенью люди много трудятся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

___. Итог

  • Какое сейчас время года?
  • Почему говорят осень золотая?
  • Что такое листопад?

Тема: "Зима"

Цели: Уточнение и расширение представлений о признаках зимы, свойствах снега. Обогащение и активизация словаря по теме: "Зима". Развитие наблюдательности. Воспитание интереса к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах и явлениях природы.

Словарь: Мороз, холод, ветер, снег, снежинка, снегопад, льдинка, лёгкий, пушистый, холодный, студёный.

Ход занятия

_. Организационный момент

1. Аудиозапись песни " Снегурочка" Т. Бокова.

2. Сообщение темы и цели экскурсии.

__. Выход и проведение экскурсии

1. Актуализация опорных знаний по теме

Вводная беседа:

О каком времени года загадка?

Запорошила дорожки,
Радость детям подарила
Разукрасила окошки.
И на санках прокатила.
(Зима).

2. Самостоятельные наблюдения детей.

(Погулять по снегу, рассмотреть свои следы, обратить внимание на красоту деревьев покрытых пушистым снегом, если идёт снег, рассмотреть снежинки, падающие на землю (снежинка лёгкая, пушистая, быстро тает), на то, как одеты люди, стоит ли мороз).

3. Динамическая пауза

Подвижная речевая игра.

Медведь

Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
А под снегом спит медведь,

- Тише, тише,
Не шуметь!
(И. Токмакова)

(Дети стоят по кругу. По считалке выбирается медведь. Он находится в средине круга и засыпает. На 1-ю и 4-ю строки дети идут к средине круга, делая 4 шага, на строки 2-ю и 4-юидут назад. На 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю, а две последние строки произносит один ребёнок, на которого укажет педагог. Ребёнок медведь должен узнать по голосу того, кто произнесёт эти заключительные слова.

Игра повторяется с новым медведем).

4. Наблюдения детей под руководством педагога

Познавательная беседа о зиме

  • Какое небо?
  • Как светит и греет солнце?
  • Какая погода?
  • Как люди заботятся о птицах зимой?
  • Что необходимо для игр зимой?
  • Какой праздник зимой?

Загадка:

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

5. Игра " Снег, какой он?"

Педагог рассказывает, что снег бывает разным, в зависимости от того, какая погода на улице - есть ли ветер, солнце или стоит сильный мороз?

Задание подобрать "слова - действия" и "слова признаки".

(Снег падает, кружится, блестит, искрится. Снег белый, искрящийся).

6. Опыт

Набрать немного снега в стакан, принести его в комнату и посмотреть, что с ним произойдёт. (В комнате тепло и снег растает.)

___. Итог

Что за время года зима?

(Это такое время года, когда солнце светит, но не греет, стоит мороз, идёт снег, кругом сугробы, с деревьев облетели листья).

Почему у нас зимой не растут деревья и цветы?

(Очень холодно).

Презентация к занятию по развитию речи.

Тема: "Весна"

Цели: Обобщение и закрепление знаний о признаках весны. Обучение умению устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Воспитание, бережного отношения, любви к природе

Словарная работа: пригревает солнце, сосульки, ручеек течет, весенняя одежда

Ход занятия

_. Организационный момент

1. Аудиозапись песни "Звуки природы": капель, бегут ручьи. Что это? Почему?

2. Сообщение темы.

__. Основная часть

1. Вводная беседа: Что мы видим из окна? (по схеме) Слайд №3.

- пригревает солнце, сосульки, ручеек течет.

2. Худ. слово:

Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Ребята, о каком цветке говорится в стихотворении? Какие еще знаете весенние цветы?

Слайд №4. О каких признаках весны вы услышали в стихотворении?

3. Дид. игра. "Подберите картинки к весне". Слайд №5.

(весенние, осенние, зимние).

4. Физ. минутка "Перепрыгни через ручей".

5. Рассматривание сюжетной картинки "Весна". Слайд №6

Какое время года? Почему вы так решили? Как дети одеты? -

- весенняя одежда, резиновые сапоги, плащ, куртка

6. Беседа "Забавы детей весной" Слайд №7.

Чем занимаются дети весной?

- пускают кораблики, собирают цветы, заботятся о птицах.

7. Пальчикова гимнастика "Лодочка". Слайд №8.

8. Выкладывание из счетных палочек изображение лодочки. Слайд №9

Итог

  • О каком времени года мы говорили сегодня на занятии?
  • Вам нравится весна?
  • За что на вам нравится?