Классификация химических реакций. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель: познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по признаку количества вступающих и образующихся веществ, опираясь на практические знания, закрепить навыки составления формул веществ по валентности, названия бинарных соединений.

Оборудование: сера, магниевая лента, алюминий, йод, колокол, хлорид меди (раствор), перекись водорода, оксид марганца, лучина, кусочек сахара-рафинада, пепел от сигареты, бихромат аммония, химический стакан, нагревательный прибор, спички.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Фронтальный опрос:

  1. На какие группы делятся вещества по составу? Дать определение.
  2. Что называется химическим уравнением?
  3. Что называется химической реакцией?
  4. Признаки химической реакции?

Было изучено много химических реакций. У них есть общие признаки, но и отличительные, так как каждая реакция непохожа на другую. В основу деления реакций на типы берут признак количества и состава участвующих и получающихся в результате реакции веществ.

На основании опытов, обучающиеся предполагают на какие группы можно разделить химические реакции и дать определение каждому типу.

Задание обучающимся: написать уравнения химических реакций, составить формулы образующихся веществ по валентности, расставить коэффициенты, дать названия веществам, определить к какой группе по составу относится данное вещество, указать признак химической реакции.

Демонстрации:

1. а) горение серы, б) горение магниевой ленты, в) горение алюминия в йоде.

Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические реакции?

Не только простые вещества, но и сложные могут вступать в реакции соединения, например, получение газированной воды.

2. Взаимодействие:

а) железа с хлоридом меди, б) кальция с водой, в) железа с соляной кислотой

Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические реакции?

3. Разложение перекиси водорода, бихромата аммония, горение сахара.

Горение сахара.

Разложение бихромата аммония, «вулкан»

Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические реакции?

III. Закрепление изученного материала

С какими типами химических реакций познакомились? Дать им определение и составить схемы типов реакций для запоминания.

Реакции соединения:

А (простое) + В (простое) = С (сложное)
А (сложное) + В (сложное) = С (сложное)

Реакции разложения:

С (сложное) = А (простое) + В (простое)
С (сложное) = А (сложное) + В (сложное)

Реакции замещения:

А (простое) + ВС (сложное) = АС (сложное) + В (простое).

Для проверки качества усвоения материала провести небольшую самостоятельную работу (примеры реакций на усмотрение учителя).

Домашнее задание: привести по два примера на каждый изучений тип химических реакций, с которыми встречаемся в домашних условиях.