Организация работы по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: выявить эффективность работы педагогов по театрализованной деятельности в условиях ДОУ.

Дата проведения: с 23.11.2011г. по 23.12.2011г.

Объекты контроля Цель Дата проведения ответственные
Планирование воспитательно-образовательной работы Изучить документацию педагогических работников по планированию деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности 23.11.-02.12.2011г. Зам. зав. по МВР
Развивающая среда в группах Обследовать предметно-развивающую среду по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности 20.12.-21.12.2011г. Заведующий МДОУ

Зам. зав. по МВР

Музыкальный руководитель

Работа с родителями Выявить систему работы с родителями по театрализованной деятельности 05.-09.12.2011г. Заведующий МДОУ

Зам. зав. по МВР Музыкальный руководитель

Работа с детьми Обследовать развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками 12.-19.12.2011г. Зам. зав. по МВР

Музыкальный руководитель

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Состояние работы по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности в детском саду

Сроки: с 23 ноября по 23декабря 2011г.

Исполнители:

Задачи

  • Изучить условия, созданные в группах для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
  • Изучить документацию педагогов детского сада по планированию деятельности,
  • направленной на развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
  • Выявить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Вопросы, подлежащие проверке

1. Создание игровой пространственно-предметной развивающей среды в группах детского сада:

  • организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы “Радуга”;
  • соблюдение принципов построения развивающей игровой среды;
  • выполнение правил техники безопасности;
  • эстетическое оформление игрового оборудования;
  • педагогическая целесообразность.

2. Проверка календарных планов групп:

  • планирование сюжетно-ролевой игры (периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей);
  • планирование работы с родителями по данной тематике (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания).

3.Диагностика игровой деятельности. Диагностические карты.

Методические материалы по сюжетно-ролевой игре:

  • памятки;
  • методические рекомендации;
  • консультации

5. Организация игровой деятельности детей и руководство ею.

6. Работа с родителями:

  • консультации, памятки для родителей по данной тематике;
  • оформление наглядной информации в “Уголке для родителей”;
  • выставки специальной литературы “В помощь родителям”.

Основные формы и методы контроля

  1. Смотр-конкурс сюжетно-ролевой игры.
  2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.
  3. Проверка имеющихся пособий и методических материалов по данному разделу.
  4. Наблюдение за игровой деятельностью детей и ее анализ.
  5. Наблюдение за руководством игровой деятельностью детей со стороны педагогов и его анализ.
  6. Беседы с детьми, педагогами, родителями.
  7. Тестовый контроль знаний педагогов по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.

Оценочный инструментарий

  • Положение о смотре-конкурсе “Сюжетно-ролевая игра”
  • Бланк сбора информации о планировании сюжетно-ролевой игры.
  • Бланк сбора информации об уровне развития сюжетно-ролевой игры.
  • Карточка анализа руководства играми детей.

Выводы

  • Выявление лучшего опыта работы педагогов по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.
  • Подготовка пакета методических документов по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой, созданию условий для игровой деятельности в группах детского сада.
  • Оформление заявки на оснащение групп игровым оборудованием.

Приложение
к приказу

от “ ” 2011 г.

СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

по теме: “Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности”

В период с 23.11.2011 по 23.12.2011 года был проведен тематический контроль согласно годовому плану на тему: “Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности”

Цель: Выявить эффективность работы педагогов по театрализованной деятельности в условиях ДОУ

С целью изучения были использованы следующие методы:

  1. Анализ предметно-развивающей среды;
  2. Собеседование с детьми и родителями;
  3. Просмотр театрализованных постановок;
  4. Анализ календарных планов педагогов;
  5. Изучение системы работы с родителями.

Анализ результатов тематического контроля позволил выявить следующее:

I. Предметно-развивающая среда построена с учётом возрастных особенностей детей. В ДОУ созданы необходимые условия для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, имеется театрализованная зона, в состав которой входит ширма для показа кукольного спектакля, имеются персонажи для демонстрации кукольного спектакля, различные виды театров, костюмы для постановок, маски для драматизации сказок, дидактические игры,  театр на фланелеграфе, нетрадиционные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций. Широко представлено наличие в группах библиотек сказок соответствующих возрасту.

В музыкальном зале имеется ширма для показа кукольного спектакля, имеется большой ассортимент детских костюмов, масок, атрибутов для постановок, персонажей кукольного спектакля, разнообразный пальчиковый театр, игрушки для постановок.

В методическом кабинете имеется в наличии необходимая литература по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Особо хочется отметить следующие группы, в которых при обследовании условий театрализованной деятельности наблюдалось не только соответствие всем критериям проверки, но пополнение различных видов театра. Также видна эстетика предлагаемых воспитанникам пособий, атрибутов. Это такие группы:1 младшая, 2 “Б” младшая группа, средняя и старшая.

II. Анализ документации педагогических работников показал:

В группах детского сада планирование работы по развитию творческих способностей детей ведется планомерно по неделям, планируются следующие формы работы:

1. Беседы: подготовительная группа “Что такое театр”?; средняя группа “Мы играем в театр”;

2. Постановки-драматизации: 2 “А” младшая группа: “Лесной теремок”, “Коза-Дереза”, “Что такое хорошо...”, “Концерт”; 2”Б” младшая группа: этюд “Курочка-Ряба”, “Концерт для кукол”, “Изобрази диких животных”, “Гуси-Лебеди”, средняя группа: “Дед, баба и курочка-Ряба”, “Репка”; старшая группа: “Три поросёнка”, стихотворение “Айболит”, “Федорино горе”, “Теремок на новый лад”; подготовительная группа: “Волк и семеро козлят”, “Живот –животок”

3. Ситуации общения: Подготовительная группа “Придумать сказку о зайце”, 2”А” и “Б” младшие группы “Рассказывание сказок по моделям”.

4. Рассматривание иллюстраций

5. Чтение художественной литературы: “Волк и семеро козлят”, “Заяц-хвастун”, “Маша и медведь”, “Теремок”, “Курочка-Ряба”, “Три поросёнка”, “Красная Шапочка”, “Репка”, “Заюшкина избушка”, “Колобок” Стихи А. Барто, В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Коза-Дереза”

6. Продуктивная деятельность: Рисование любимых сказок. Подготовительная группа - изготовление атрибутов для театра.

7. Использование средств ТСО: средняя группа - прослушивание диска со сказками.

III. С целью изучения уровня развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности была проведена неделя педагогического мастерства.

В рамках этой недели проходили открытые показы и просмотры театрализованных постановок с участием детей в следующих возрастных группах: подготовительная “Живот-животок”, старшая “Теремок на новый лад”, средняя “Дед и баба, да курочка-Ряба”, 2 “Б” младшая “Репка”. В результате проведенных показов заметна эффективность работы педагогов в развитии, творческих способностей детей в театрализованной деятельности. У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

IV. Анализ системы работы с родителями по театрализованной деятельности показал:

В групповых родительских уголках имеются материалы соответствующего содержания:

В 1 младшей группе имеется консультация “Я-артист”.

Во 2 “А” и “Б” младших группах оформлены консультации и папка - передвижка “Театр в жизни ребёнка”, “Игралочка”, “Тук-тук, кто там. Заходите в гости к нам”, “Я-артист”.

В средней группе в родительском уголке представлены консультации “Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста”, “Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений”, “Домашний театр, как средство домашнего развития и воспитания дошкольников”.

В старшей группе оформлена папка – передвижка “Театрализованные игры дошкольников”, консультация “Я-артист”.

В подготовительной группе представлена информация для родителе в форме консультации “Я-артист”.

В календарных планах педагогов показана работа по привлечению родителей к изготовлению различных видов театров и атрибутов к театрализованной деятельности.

В подготовительной группе слабо представлена информация для родителей по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

В целях улучшения работы по этому разделу можно наметить следующие рекомендации:

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности продолжать планировать и осуществлять систематически.

Продолжать пополнять театральную копилку различными видами театров.

Необходимо активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.

  • Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.
  • Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет
  • Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
  • В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.
  • Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.

Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!

Таким образом, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения.

А этому способствуют:

  • элементы костюмов и декорации;
  • музыкальное оформление;
  • наличие кукол для театра, ширма.
  • различные атрибуты, наглядный материал.

Презентация

Приложение