Повышение уровня физической подготовленности учащихся в учебном процессе через развитие двигательных качеств

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


План

  1. Влияние физических упражнений на организм
  2. Назначение физических упражнений
  3. Комплекс упражнений
  4. Литература

Ни для кого не секрет, что физическая культура и спорт играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Систематические занятия физической культурой оказывают положительное влияние на растущий организм, способствуют ускорению формирования подростков, сокращают период отставания его роста от темпов физического развития, ликвидируют тем самым дисгармоничность развития организма. С помощью физических упражнений активизируется деятельность всех органов и систем: улучшается обмен веществ и кровообращение, укрепляется сердце, сосуды и легкие, развиваются мышцы, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

Развивая физические качества, (силу, выносливость, быстроту, ловкость, координацию) тем самым повышаем физическую подготовленность учащихся.

Для этого составили комплекс, состоящий из упражнений, которые воздействуют на все основные группы мышц.

Назначение их:

  1. Укрепление основных мышечных групп.
  2. Комплексное развитие двигательных качеств.

Упражнения подобраны таким образом, что их могут выполнять все учащиеся независимо от возраста. Они выполняются за определенный промежуток времени. Количество повторений определяется в очках.

Каждый ученик может проследить за ростом своих результатов и сравнить с результатами товарищей. Это стимулирует учащихся и заставляет их заниматься физическими упражнениями систематически.

Этот комплекс можно выполнять не только на уроках физической культуры или тренировочных занятиях, но и в домашней обстановке, что не маловажно.

Комплекс состоит из 9-ти упражнений. Каждое упражнение выполняется в течении 15 секунд в максимальном темпе (за исключением упражнения № 9). Результаты записываются в таблицу № 2.

1. Упражнений на координацию движений (равновесия)

И.п. стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Например: потеря равновесия произошла на 6-ой секунде, значит, в таблицу записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли на какой секунде нарушено равновесие.

При выполнении упражнений обращать внимания на следующие моменты: руки прямые, глаза закрыты.

2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса.

И.п. упор лежа на полу (девочки на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Счет ведется на разгибание рук.

При выполнении упражнений туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.

3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»).

И.п. стоя боком к опоре (стена, подоконник, гимнастическая стенка) одной рукой опереться. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Сколько присел, столько получил очков.

При выполнении упражнений приседать глубже.

4. Упражнение на развитие боковых мышц живота.

И.п. упор сидя сзади, ноги вместе. Перенос ног слева направо и обратно через предмет длинной 60-70 см. (палка, рейка) не задевая его. Счет ведется с одной стороны.

При выполнении упражнений ноги в коленях не сгибать.

5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках.

Прыжки выполняются через препятствие (гимнастическая скамейка или линия шириной 20-30 см.).

И.п. стоя боком к препятствию выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны на другую и обратно. Счет ведется с одной стороны.

При выполнении упражнений прыжки выполнять точно боком, не поворачиваться.

6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса.

И.п. сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища, сколько поднял туловище, столько и очков.

При выполнении упражнений обращать внимания на следующие моменты: ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.

7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости.

И.п. упор стоя под углом (упор о подоконник, стену, стол). Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов выполненное за 15 секунд разделим на 5 (для уравновешивания с другими показателями). Сколько получилось, столько и очков.

Например, выполнено 40 шагов, делим на 5 получаем 8 очков. Для удобного подсчета, считаем шаги только одной ногой, затем удваиваем, полученное число делим на 5.

При выполнении упражнений бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.

8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах.

И.п. основная стойка, палка в руках хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Движение одной ногой вперед и назад дает одно очко.

При выполнении упражнений обращать внимания на следующие моменты: туловище держать прямо.

9. Упражнение на развитие силы мышц ног (прыгучесть).

Для выполнения этого упражнения на стене нанесена разметка в сантиметрах.

И.п. основная стойка руки согнуты. Из полуприседа прыжок вверх при этом коснуться рукой разметки. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть высоту роста с вытянутой вверх рукой, полученный результат разделить на 5 (для уравновешивания с другими результатами). Например: прыжок вверх равен 230 см., а рост участника с вытянутой рукой 200 см. 230 см. - 200 см. = 30 см разделит на 5. Полученный результат равен 6 очкам. Который, записывается в таблицу.

При выполнении упражнений обращать внимания на: касание рукой разметки.

На одном из уроков знакомим учащихся с комплексом упражнений, и даем представление, как подсчитываются очки за каждое упражнение и в комплексе в целом и как он оценивается (см. таблицу № 1).

На последующих уроках разучивается правильное выполнение упражнений (3-4 упражнения на каждом уроке) и их запись.

Для контроля класс делится на две группы, где первые номера выполняют, а вторые ведут подсчет и запись результатов, затем меняются ролями (см. таблицу № 2).

Систематически, примерно 1-2 раза в четверть на уроке осуществляем контроль за динамикой результатов.

Благодаря такой форме контроля ученик может подсчитывать сколько очков он набирает при выполнении каждого упражнения и комплекса в целом и определить уровень своих показателей согласно таблицы.

Это позволит упражнения выполнять систематически и целенаправленно. Обращать внимания на те упражнения в которых недостаточно развиты группы мышц. И стремиться к более высоким результатам согласно назначенному ориентиру.

При систематическом выполнении комплекса упражнений и контроля, повышается физическая подготовленность учащихся, что способствует более быстрому и лучшему развитию кондиционных и координационных способностей.

Таблица оценки результатов № 1

Класс

Пол

Оценка в очках

Удовл.

Хор.

Отл.

10

Юноши

80

85

90

Девушки

65

80

85

11

Юноши

85

95

100

Девушки

75

85

90

Таблица записи контроля № 2

Дата

Номер упражнения

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

10

10

9

6

12

12

8

10

16

83

Литература

  1. Лях В.И. «Физическая культура» « Просвещение» М. 2009г.
  2. Любомирский Л.Е. «Физическая культура» « Просвещение» М. 2001г.
  3. Похлебин В.П. « Уроки здоровья» « Просвещение» М. 1992 г.
  4. Виленский М.Я.«Физическая культура» « Просвещение» М. 2010г.
  5. Иржи Шонка « Избавимся от лишнего веса» « Физкультура и спорт» М. 1987г.