Урок истории по теме "Средневековый город". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Форма урока: урок-путешествие по средневековому городу, урок-презентация

Тип урока: урок изучения нового материала

Оформление: компьютер, мультимедийный экран, слайдовая презентация.

Цели: способствовать формированию общего представления о средневековом городе, углубить знания о быте и культуре средневековых жителей; продолжить развитие познавательной активности учащихся; коммуникативных навыков

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад:а куда, посмотрите сами. Слайд 1.

- Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? В "Средневековый город" Это и будет являться темой нашего урока. Некоторых вопросов мы уже касались на предыдущем уроке, а как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать?

Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.

II. Новая тема "Путешествие в средневековый город"

- Как вы думаете, куда смотрит каждый путешественник, перед тем как отправиться в путь? Конечно с того, что смотрит на карту. Слайд 3

- Ребята, что обозначено на карте черными точками?

- Всегда ли в Европе было такое количество городов?

- Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

- Каковы причины возникновения городов? Слайд 4

- В каких местах появляются новые города? Слайд 5

Отправимся мы сейчас в место, которое я предлагаю вам отгадать.

Шарада. Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий - предлог, целое - свободный средневековый город (Коммуна).

Добро пожаловать в свободный средневековый город - Гамбург Слайд 6

-Ребят, посмотрите внимательно на слайд, здесь случайно нет ошибки? Разве это не средневековый замок?

Города в средневековье были защищены мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. И выглядел как настоящая крепость. По-немецки - "бург", поэтому горожан называли в Средние века бюргерами. Запись в тетрадь.

Чтобы зайти в город нужно заплатить пошлину. Для нас это кроссворд. Слайд 7

Вопросы к кроссворду.

  1. союз купцов, созданный для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдия)
  2. то, что производит ремесленник на продажу (товар)
  3. ученик мастера (подмастерье)
  4. человек, который вышел из "ростовщиков" и менял (банкир)
  5. здание городского совета (ратуша)
  6. ежегодно повторяющаяся распродажа товаров (ярмарка)
  7. вид поселения в Средневековье (город)

Ну что ж, заходим:

Слайд 8

Перед нами средневековый город. Он небольшой. Население обычно не превышало 5-6 тысяч человек, а часто бывало и того меньше - 1-2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей. Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон, Париж, Константинополь насчитывали до 100-200 тысяч жителей.

Слайд 9. Перед нами множество маленьких улочек. Давайте зайдем в одну из них. Посмотрите, здесь очень узко. Вряд ли сможет проехать повозка. Дома строили в два - три этажа. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, означавшие занятие владельца.

Посмотрите, в этом переулке стоят дома богатых людей, купцов, владельцев кораблей, банкиров. Этих людей называли патрициями - или городской знатью.

- Где мы с вами уже встречали это понятие? Что оно обозначало?

Идемте дальше. Нам нужно добраться до центральной площади.

Слайд 10. Посмотрите на эту вывеску. Что по ней можно узнать? Что это за здание?

Да это ремесленная мастерская, мастерскую оружейника. Слайд 11.

- Расскажите о мастерских и о людях, которые там работали

- Что такое шедевр?

- Кого мы здесь видим?

- А что такое цех?

Оставим мастерские и отправимся к цели нашего путешествия. Вот наконец кривая сделала последний поворот и нашему взору открылась площадь. Слайд 12, 13

- Давайте посмотрим, что мы здесь видим?

Это здание ратуши, фонтан и собор.

Ратуша - это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

Здесь недавно судебный процесс. Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгоу (Германия) 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд города на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида. Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие со своих деревень осенью 1201г. Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202. А Зетвин заявил, что он лично свободен.

- Какое решение должен был принять суд и на каком основании?

Наше представление о средневековом городе было бы не полным, если мы не посмотрим жилище горожан. Давайте оставим шумную площадь и свернем в переулок. Слайд 14.

Здесь нужно быть очень осторожным и смотреть как себе под ноги так и на то, что над головой.

В средневековом улице нет мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скапливающиеся груды мусора и нечистот выбрасывались в реки и рвы. Сточные канавы и вывоз мусора появился только в 14 веке.

В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Одна легенда говорит, что в одной из таких луж Парижа утонул всадник.

В правилах городского совета было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждой из сторон.

- Как вы думаете, чем было вызвано это предписание?

Власти пытались регулировать ширину улиц.

- Как обходили эти запреты хитрые горожане?

Ну а теперь нам пора торопиться пока не закрылись городские ворота. Последний раз окинем взглядом средневековый город и вернемся в день сегодняшний.

III. Закрепление.

- Назовите характерные черты средневекового города. Слайд 16, 17

- Чем средневековые города отличались от современных?

-Восстановите изображение средневекового города. Определите, на каких фрагментах изображены:

IV. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 18.

- Хотели бы вы жить в средневековом городе?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите одно из предложений.

1. Сегодня на уроке мне понравилось:

2. Мне сегодня удалось:

3. До начала урока я думала, что:, а сейчас знаю:

4. Мне не понравилось:

5. Настроение в ходе урока у меня

Д.З. Параграф 14, пересказ