Методическая разработка урока ИЗО по теме "Образ человека – главная тема в искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: создать условия для знакомства учащихся с портретом как одним из жанров в изобразительном искусстве и способствовать формированию умения находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета, с закономерностями в конструкции головы человека, пропорции лица человека.
  • Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир.
  • Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, ноутбуки, ватман, цветная бумага, клей, ножницы.

Словарь: портрет.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать стихотворением Николая Заболоцкого, содержание которого и определит тему нашего урока.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Вопрос: О каком жанре изобразительного искусства говорит поэт?

Презентация.

Молодцы, вы верно определили тему нашего урока. Слайд 1.

Слайд 2. Если вы посещали музей или рассматривали альбом с репродукциями картин, то обязательно встречали лица далеких и незнакомых вам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.

Слайд 3. А художник заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике.

Слайд 4. О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым. И люди смотрятся в свое изображение как в зеркало, но не в то, которое отражает внешние черты, они всматриваются вглубь, желая понять себя.

3. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы попытаемся создать портреты людей в разной технике (аппликации, бумажной пластики), а некоторые поработают с энциклопедическим материалом и познакомят нас с теоретическими основами жанра портрета.

4. Практическая работа.

Работа в группах.

  • группа – познакомьтесь с материалом о жанре портрета, с историей возникновения портрета, с изображением человека в искусстве разных эпох и сделайте в программе Power Point презентацию.
  • группа – познакомьтесь с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека и сделайте в программе Publisher буклет.
  • группа – создайте портреты в технике аппликации и наклейте их на лист ватмана в виде группового портрета.
  • группа - создайте портреты в технике бумажной пластики.
  • группа – изучите материал на стр. 114-118 и попробуйте нарисовать лицо человека.

5. Выставка работ и презентаций учащихся.

6. Рефлексия.

В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениями.

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
В.Рождественский